Extracurricular activities as a means of developing the cognitive interests of younger schoolchildren

Authors

  • Tatiana I. Kiseleva Secondary School No. 70

DOI:

https://doi.org/10.25726/q7457-4096-7422-y

Keywords:

Extracurricular activities, extracurricular work, extracurricular activities, forms of organization of extracurricular activities, conditions of organization of extracurricular activities, digital educational resources, methods of humanization, method of play, method of problem situation

Abstract

The article examines the possibilities, methods and conditions of organizing extracurricular activities as a means of developing the cognitive interests of younger schoolchildren. The author considers the difference between such concepts as "extracurricular", "extracurricular" activity, "extracurricular" work. In accordance with the requirements of the Federal State Educational Standard of Primary General Education (Order of the Ministryof Education of the Russian Federation dated May 31, 2021 No. 286 "On Approval of the Federal State Educational Standard of primary general Education") (hereinafter referred to as the Federal State Educational Standard NOO - 21), an educational organization must create conditions for the fullest possible provision of educational needs and interests of students. At the same time, the presence of cognitive interest in students is considered an important criterion for the effectiveness of achieving the results of mastering academic subjects, courses and extracurricular activities. Extracurricular activities as part of the basic educational program of primary general education are an important means of developing the cognitive interest of schoolchildren. Under the cognitive interest of younger schoolchildren in our study, we understand the orientation of the personality to the process of cognition, which is characterized by a positive emotional and value attitude to the process or subject of cognition, manifests itself in intellectual and creative activity, has a beneficial effect on the development of giftedness, on the education of initiative and independence, but due to the peculiarities of age, it is unstable and dynamic. Extracurricular activities play a special role in the development of cognitive interests of younger schoolchildren. At the same time, the meanings of "extracurricular", "extracurricular" and "extracurricular" activities have often been identified recently. We will try to understand the differences between these concepts and clarify the definition of "extracurricular activities".

References

Алябушева Г.В. Педагогические условия формирования познавательных интересов школьника // Проблемы педагогического образования. 2010. №5. С. 126-129.

Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1988. С.136.

Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Издательство Дом Шалвы Амонашвили, 2012. 237 с.

Барышников Е.Н. Внеурочная деятельность обучающихся: основные подходы и условия осуществления; // Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции /Челябинск: ЧИППКРО, 2014. С. 11.

Башаримов Ю.П., Егоров В.А. Гуманизация образования: проблемы и перспективы //Вестник Брянского государственного университета. 2015. №3. С. 13-14.

Белкина В.Д. Создание положительной атмосферы в группе младших школьников как условие эффективного сотрудничества // Проблемный и ноосферный подходы к формированию культуры мышления ценностно-ориентированной личности в современном образовании для устойчивого развития цивилизации. 2020. С. 114-116.

Берулава М.Н. Принципы гуманизации образования // Инновации в образовании. 2001. №5. С. 18-37.

Введение в философию. Учебник для высших учебных заведений. Т.2. М. 1989. С.132.

Воспитание в современной школе: от программы к действиям. Методическое пособие / П.В. Степанов, Н.Л. Селиванова, В.В. Круглов, И.В. Степанова, И.С. Парфенова, И.Ю. Шустова, Е.О. Черкашин, М.Р. Мирошкина, Т.Н. Тихонова, Е.Ф. Добровольская, И.Н. Попова; под ред. П.В. Степанова. М.: ФГБНУ «ИСРО РАО», 2020. 119 с.

Гессе Г. Игра в бисер. «ФТМ», «АСТ», 1943. Эксклюзивная классика (АСТ). 640с.

Грецова А.П., Недогреева Н.Г. Проблема развития познавательных способностей старшеклассников в современной педагогике. Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 2016. С. 60.

Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010. С. 9.

Гуссоева А.И., Качмазова И.Л., Тимошкина Н.В. Особенности развития познавательного интереса младших школьников // Международный студенческий научный вестник. 2018. №6. С. 152.

Жукова Е.В. Развитие познавательных интересов у младших школьников во внеурочной деятельности. https://xn--j1ahfl.xn-p1ai/library/razvitie_poznavatelnih_interesov_u_mladshih_shkoln_144723.html.

Запорожец А.В. Подготовка детей к школе // Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В. Запорожца, А.К. Марковой. М.: Знание, 2007. 257с.

Каирова И.А. Педагогика. Учпедгиз. М. 1948. 463 с.

Кисляков А.В., Щербаков А.В. Внеурочная деятельность обучающихся: от идеи до воплощения ... Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования : материалы II Всероссийской научно-практической конференции / под ред. А. В. Кислякова, А. В. Щербакова. Челябинск : ЧИППКРО, 2014. 416 с.

Коняева Е.А., Павлова Л.Н. Краткий словарь педагогических понятий: учебное издание.Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2012. C. 23.

Костаева Т.В., Костаева Ю.С. Формирование устойчивого учебно-познавательного интереса школьников как педагогическая проблема // Наука, образование и культура. 2016. №5 (8). C. 48-51.

Костенко Ю.К. Формирование навыков продуктивного сотрудничества старшеклассников во деятельности: дис. канд. пед. наук, 2018. С. 45.

Кутьев В.О. Внеурочная деятельность школьников: пособие для классных руководителей. М.: Просвещение, 1983. C. 4-15.

Машарова Т.В., Радачинская Э.С. Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство развития познавательной активности младшего школьника // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. №3. С. 6-11

Молчанова А.В. Внеурочная деятельность обучающихся начальной школы: основные подходы, условия и модели организации // Начальная школа. 2015. №8. С. 46.

Панчешникова Л.М. Методическое пособие для вузов. М.: Просвещение, 1976. 187с.

Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования”. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/

Прокопьев И.И. Педагогика. Избранные лекции: Учеб. пособие. В 3 ч. Ч.3 – Дидактика. Гродно: ГрГУ, 2000. С. 125-126

Российская педагогическая энциклопедия : В 2 т. / Гл. ред. В. Г. Панов. М.: Большая Рос. энцикл., 1993-1999. Т. 1: А - М / Гл. ред. В. В. Давыдов., 1993. 607с.

Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников: учебное пособие. 3-е изд., перераб. Самара: Федоров: Учебная литература, 2010. 189с.

Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников: учебное пособие. 2-е изд., исправленное и дополненное. Самара: Федоров: Учебная литература, 2008. 208 с.

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянська школа, 1974. С. 33.

Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Под. ред. Сафронова И.А. Изд-во: Просвещение, 2014. 35 с.

Шадриков В.Д. Психологический анализ деятельности. Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 1979. С. 91.

Cандалова Н.Н. Педагогические условия формирования исследовательских умений у младших школьников в урочной и внеурочной деятельности: дис. канд. пед наук. 2016. 229с.

Published

2021-10-15

How to Cite

1.
Kiseleva TI. Extracurricular activities as a means of developing the cognitive interests of younger schoolchildren. УО [Internet]. 2021 Oct. 15 [cited 2024 Nov. 21];11(5):33-51. Available from: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/156