Внеурочная деятельность как средство развития познавательных интересов младших школьников

Авторы

  • Татьяна Ивановна Киселёва МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 70»

DOI:

https://doi.org/10.25726/q7457-4096-7422-y

Ключевые слова:

Внеурочная деятельность, внеклассная работа, внеучебная деятельность, формы организации внеурочной деятельности, условия организации внеурочной деятельности, цифровые образовательные ресурсы, приёмы гуманизации, метод игры, метод проблемной ситуации

Аннотация

В статье рассматривается внеурочная деятельность как средство развития познавательных интересов младших школьников. Автор сравнивает такие понятия как «внеурочная» деятельность, «внеучебная» деятельность и «внеклассная» работа. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования”) (далее ФГОС НОО - 21), образовательная организация должна создать условия для максимально полного обеспечения образовательных потребностей и интересов обучающихся. При этом наличие у обучающихся познавательного интереса считается важным критерием эффективности достижения результатов освоения учебных предметов, курсов и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность в составе основной образовательной программы начального общего образования является важным средством по развитию познавательного интереса школьников. Под познавательным интересом младших школьников в нашем исследовании понимаем направленность личности на процесс познания, которая характеризуется положительным эмоционально-ценностным отношением к процессу или предмету познания, проявляется в интеллектуально-творческой деятельности, благотворно влияет на развитие одарённости, на воспитание инициативности и самостоятельности, но в силу особенностей возраста отличается неустойчивостью и динамичностью. Особая роль в развитии познавательных интересов младших школьников отводится внеурочной деятельности. При этом значения «внеклассная», «внеурочная» и «внеучебная» деятельность в последнее время часто отождествляют. Постараемся разобраться в отличиях данных понятий и уточним определение «внеурочная деятельность».

Библиографические ссылки

Алябушева Г.В. Педагогические условия формирования познавательных интересов школьника // Проблемы педагогического образования. 2010. №5. С. 126-129.

Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1988. С.136.

Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Издательство Дом Шалвы Амонашвили, 2012. 237 с.

Барышников Е.Н. Внеурочная деятельность обучающихся: основные подходы и условия осуществления; // Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции /Челябинск: ЧИППКРО, 2014. С. 11.

Башаримов Ю.П., Егоров В.А. Гуманизация образования: проблемы и перспективы //Вестник Брянского государственного университета. 2015. №3. С. 13-14.

Белкина В.Д. Создание положительной атмосферы в группе младших школьников как условие эффективного сотрудничества // Проблемный и ноосферный подходы к формированию культуры мышления ценностно-ориентированной личности в современном образовании для устойчивого развития цивилизации. 2020. С. 114-116.

Берулава М.Н. Принципы гуманизации образования // Инновации в образовании. 2001. №5. С. 18-37.

Введение в философию. Учебник для высших учебных заведений. Т.2. М. 1989. С.132.

Воспитание в современной школе: от программы к действиям. Методическое пособие / П.В. Степанов, Н.Л. Селиванова, В.В. Круглов, И.В. Степанова, И.С. Парфенова, И.Ю. Шустова, Е.О. Черкашин, М.Р. Мирошкина, Т.Н. Тихонова, Е.Ф. Добровольская, И.Н. Попова; под ред. П.В. Степанова. М.: ФГБНУ «ИСРО РАО», 2020. 119 с.

Гессе Г. Игра в бисер. «ФТМ», «АСТ», 1943. Эксклюзивная классика (АСТ). 640с.

Грецова А.П., Недогреева Н.Г. Проблема развития познавательных способностей старшеклассников в современной педагогике. Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 2016. С. 60.

Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010. С. 9.

Гуссоева А.И., Качмазова И.Л., Тимошкина Н.В. Особенности развития познавательного интереса младших школьников // Международный студенческий научный вестник. 2018. №6. С. 152.

Жукова Е.В. Развитие познавательных интересов у младших школьников во внеурочной деятельности. https://xn--j1ahfl.xn-p1ai/library/razvitie_poznavatelnih_interesov_u_mladshih_shkoln_144723.html.

Запорожец А.В. Подготовка детей к школе // Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В. Запорожца, А.К. Марковой. М.: Знание, 2007. 257с.

Каирова И.А. Педагогика. Учпедгиз. М. 1948. 463 с.

Кисляков А.В., Щербаков А.В. Внеурочная деятельность обучающихся: от идеи до воплощения ... Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования : материалы II Всероссийской научно-практической конференции / под ред. А. В. Кислякова, А. В. Щербакова. Челябинск : ЧИППКРО, 2014. 416 с.

Коняева Е.А., Павлова Л.Н. Краткий словарь педагогических понятий: учебное издание.Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2012. C. 23.

Костаева Т.В., Костаева Ю.С. Формирование устойчивого учебно-познавательного интереса школьников как педагогическая проблема // Наука, образование и культура. 2016. №5 (8). C. 48-51.

Костенко Ю.К. Формирование навыков продуктивного сотрудничества старшеклассников во деятельности: дис. канд. пед. наук, 2018. С. 45.

Кутьев В.О. Внеурочная деятельность школьников: пособие для классных руководителей. М.: Просвещение, 1983. C. 4-15.

Машарова Т.В., Радачинская Э.С. Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство развития познавательной активности младшего школьника // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. №3. С. 6-11

Молчанова А.В. Внеурочная деятельность обучающихся начальной школы: основные подходы, условия и модели организации // Начальная школа. 2015. №8. С. 46.

Панчешникова Л.М. Методическое пособие для вузов. М.: Просвещение, 1976. 187с.

Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования”. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/

Прокопьев И.И. Педагогика. Избранные лекции: Учеб. пособие. В 3 ч. Ч.3 – Дидактика. Гродно: ГрГУ, 2000. С. 125-126

Российская педагогическая энциклопедия : В 2 т. / Гл. ред. В. Г. Панов. М.: Большая Рос. энцикл., 1993-1999. Т. 1: А - М / Гл. ред. В. В. Давыдов., 1993. 607с.

Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников: учебное пособие. 3-е изд., перераб. Самара: Федоров: Учебная литература, 2010. 189с.

Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников: учебное пособие. 2-е изд., исправленное и дополненное. Самара: Федоров: Учебная литература, 2008. 208 с.

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянська школа, 1974. С. 33.

Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Под. ред. Сафронова И.А. Изд-во: Просвещение, 2014. 35 с.

Шадриков В.Д. Психологический анализ деятельности. Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 1979. С. 91.

Cандалова Н.Н. Педагогические условия формирования исследовательских умений у младших школьников в урочной и внеурочной деятельности: дис. канд. пед наук. 2016. 229с.

Загрузки

Опубликован

2021-10-15

Как цитировать

1.
Киселёва ТИ. Внеурочная деятельность как средство развития познавательных интересов младших школьников. УО [Интернет]. 15 октябрь 2021 г. [цитируется по 24 ноябрь 2024 г.];11(5):33-51. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/156