Разработка и управление реализацией программ микрообучения в преподавании РКИ

Авторы

  • Инна Бисолтовна Бачалова Чеченский государственный педагогический университет
  • Разита Темсайновна Рамазанова Чеченский государственный педагогический университет

Ключевые слова:

микрообучение, русский язык как иностранный, управление образованием, языковая компетенция, онлайн-платформа, эффективность обучения

Аннотация

В данной статье рассматриваются вопросы разработки и управления реализацией программ микрообучения в преподавании русского языка как иностранного (РКИ) с точки зрения управления образованием. Актуальность исследования обусловлена возрастающей потребностью в эффективных методах обучения РКИ, способных обеспечить быстрое усвоение языковых навыков и адаптацию к новой языковой среде. Микрообучение, характеризующееся краткостью, целенаправленностью и интерактивностью, представляет собой перспективный подход к решению данной проблемы. Цель исследования заключается в разработке методологических основ и практических рекомендаций по внедрению программ микрообучения в преподавание РКИ. Материалы и методы исследования включают анализ существующих теоретических разработок и эмпирических данных в области микрообучения и преподавания РКИ, а также проведение экспериментального исследования с участием 120 иностранных студентов, изучающих русский язык. Участники были разделены на экспериментальную группу (n=60), обучавшуюся по программе микрообучения, и контрольную группу (n=60), занимавшуюся по традиционной методике. Для оценки эффективности программы микрообучения использовались тесты языковой компетенции, анкетирование и анализ активности студентов на онлайн-платформе. Результаты исследования показали, что применение программы микрообучения привело к статистически значимому повышению уровня языковой компетенции студентов экспериментальной группы по сравнению с контрольной (p<0,05). Средний балл по тестам языковой компетенции в экспериментальной группе вырос на 23,7% (с 67,3 до 83,2 баллов из 100), в то время как в контрольной группе прирост составил лишь 9,8% (с 66,9 до 73,4 баллов). Кроме того, студенты экспериментальной группы продемонстрировали более высокий уровень вовлеченности и активности на онлайн-платформе (в среднем 4,2 задания в день против 2,7 в контрольной группе). Полученные результаты свидетельствуют о высокой эффективности программ микрообучения в преподавании РКИ и необходимости их дальнейшего развития и внедрения в образовательный процесс. Разработанные в ходе исследования методологические основы и практические рекомендации могут быть использованы для совершенствования системы управления образованием в области преподавания РКИ

Библиографические ссылки

Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009. 448 с.

Алиева П.Ш. Дидактические возможности цифровых учебников при изучении иностранных языков // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 2(75). С. 91-93.

Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1985. -208 с.

Битехтина, Н. Б. Методическая мастерская: Образцы уроков по русскому языку как иностранному. М.: Русский язык, 2012. 175 с.

Вохмина Л.Л., Куваева А.С. Современное технологическое обеспечение системы упражнений // Русское слово в многоязычном мире: мат. XIV Конгресса МАПРЯЛ. 2019. С. 962-966.

Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. - 3-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 336 с.

Капитонова Т.И., Московкин Л.В., Щукин А.Н. Методы и технологии обучения русскому языку как иностранному. Под ред. А.Н. Щукина. М.: Русский язык. Курсы, 2008. 312 с.

Крючкова Л.С., Мощинская Н.В. Практическая методика обучения русскому языку как иностранному: уч. пос. для нач. препод., для студ.-филол. и лингв., спец. по РКИ. М.: Флинта; Наука, 2009. 480 с.

Лебединский С.И., Гербик Л.Ф. Методика преподавания русского языка как иностранного: Учебное пособие. Минск: БГЭУ, 2011. 309 с.

Манаева Н.Н. Формирование информационной мобильности студентов университета: автореф. дисс. ... к. пед. н. Оренбургский государственный педагогический университет. Оренбург, 2017. 24 с.

Милейко Е.В. Применение информационных технологий в дистанционном обучении русскому языку иностранных студентов // Научные труды Куб!ТУ. 2015. № 3. С. 16-25.

Московкин Л.В., Щукин А.Н. Хрестоматия по методике преподавания русского языка как иностранного. М.: Русский язык. Курсы, 2010. 552 с.

Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М.: Русский язык, 1989. 276 с.

Практическая методика обучения русскому языку как иностранному. Под ред. А.Н. Щукина. М.: Русский язык, 2003. 304 с.

Розанова С.П. Преподавателям РКИ: Сто сорок семь полезных советов: учеб.-метод. пос. 2-е изд., стер. М.: Флинта, 2015. 240 с.

Федотова Н.Л., Стрельникова И.Д. Методика преподавания русского языка как иностранного (практический курс). СПб.: Златоуст, 2013. 192 с.

Фомина А.С. Онлайн-обучение в высшем учебном заведении: методики, контент, технологии // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 1. С. 101-106.

Щукин А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного: уч. пос. для вузов. М.: Высшая школа, 2003. 334 с.

Загрузки

Опубликован

2024-04-15

Как цитировать

1.
Бачалова ИБ, Рамазанова РТ. Разработка и управление реализацией программ микрообучения в преподавании РКИ. УО [Интернет]. 15 апрель 2024 г. [цитируется по 30 октябрь 2024 г.];14(4-1):72-80. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1483

Выпуск

Раздел

ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА