Межличностные отношения детей с нарушением зрения

Авторы

  • Наталья Николаевна Шельшакова Петрозаводский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.25726/v0049-7596-9296-w

Ключевые слова:

Зрение, общение, межличностные отношения, дети, конфликты, контакты, социализация

Аннотация

Одной из проблем, которую должна решить психологическая и педагогическая наука, является социальная адаптация, реабилитация и интеграция детей с недостатками зрения в общество. В советский период известные психологи Л. С. Выготский, Р. М. Боскис, М. С. Певзнер, Ф. Ф. Рау и другие стояли на пути индивидуального подхода в обучении детей с психо-физическими нарушениями. Такие дети требуют специальной поддержки, помощи в обучении в зависимости от их психо-физических пороков. Все это должно быть направлено на раскрытие индивидуальных возможностей учащихся для достижения социальной адаптации и интеграции их в общество. В исследованиях отмечается, что дети с недостатками здоровья легко воспринимают наряду с положительными сторонами жизни также негативные, в частности вступая в конфликт с законом. Целью данного исследования является анализ проблемы обучения детей с недостатками зрения и раскрытие педагогических условий, которые будут способствовать эффективной адаптации и интеграции их в общество. За последнее десятилетие принят ряд нормативных документов по улучшению учебно-воспитательного процесса в школе, в частности, по специальному образованию (принят закон “Об образовании” и “концепция специального образования”, принята Декларация ООН о правах отсталых детей и инвалидов и др. Большинство вспомогательных школ являются школами интернатного типа. Это приводит к изоляции ребенка от общества, созданию условий, направленных, в основном, на удовлетворение личностных потребностей детей. В таких условиях формируется лицо, которое не готово к полноценной самостоятельной жизни после окончания учебного заведения. Встал вопрос о модификации системы специального образования-осуществлении интеграции в общеобразовательную структуру.

Биография автора

Наталья Николаевна Шельшакова, Петрозаводский государственный университет

кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии детства

Библиографические ссылки

Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория. 1991. http://ecsocman.hse.ru/data/987/923/1216/08Gilinskij.pdf (дата обращения: 12.05.2017).

Ковтуненко Л.В. Педагогическая технологизация как условие повышения результативности и качества процесса ресоциализации // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2015. № 1. С. 45-49.

Овчаренко И.А. Особенности и некоторые проблемы в подготовке к освобождению несовершеннолетних осужденных // Сб. науч. трудов юридического факультета. Ставрополь: СевКавГТУ, 2004. Вып. 4. С. 167-175.

Алтухова Э.О. Проблемы организации психосоциальной работы с семьёй в социальной службе // Семья в контексте педагогических, психологических и социологических исследований: материалы II международной науч.-практ. конф. 5–6 окт. 2011 г. Пенза [и др.] : Науч.-издат. центр «Социосфера», 2011. С. 127-129.

Дэюэева Т.Б. Анализ проблем безнадзорных и беспризорных детей (на примере ГУСО «Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних») // Вестник Бурятского государственного университета. 2015. № 5. С. 120-124.

Привалова К.П. Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Лада» г. Каменска-Уральского // Социальное развитие региона: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Каменск-Уральск, 2009. С. 178-181.].

Социально-педагогическая деятельность в учреждениях социальной сфере: учебное пособие / ред. И.А. Липский. М.: Магистр: НИЦ Инфра-М, 2012. 384 с.

Педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата / П. И. Пидкасистый [и др.]; ред. П. И. Пидкасистый. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2016. 408 с.

Принципы и закономерности социальной педагогики. StudFiles.ru www.studfiles.ru/preview/4166250/ (дата обращения: 12.12.2016).

Файзуллина Р.Р. Реабилитационная работа с ГБУ КЦСОН Дюртюлинского района и г. Дюртюли РБ с семьями в целях профилактики социального сиротства / Р. Р. Файзуллина // Дети-жертвы насилия и жестокого обращения: опыт, проблемы, перспективы: материалы заоч. респ. науч.-практ. конф. г. Уфа, 30 апр. 2015 г. Уфа, 2015. С. 43-48.

Куликова В.В. Развитие артистических способностей в коллективном творческом деле (ктд) / // Организация развития мыслительной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста: теория и практика: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Киров, 2016. С. 130-131.

Принципы и закономерности социальной педагогики. StudFiles.ru www.studfiles.ru/preview/4166250/ (дата обращения: 12.12.2016).

Общечеловеческие ценности // Womanadvice.ru. https://womanadvice.ru/obshchechelovecheskie-cennosti (дата обращения: 15.09.2109).

Крымова Д.А. Особенности коллективной творческой деятельности // Pedagogy & Psychology. Theory and practice. 2016. № 1 (3). С. 74-79.

Субботин А.В., Ращевская Л.Л. Лечебная кинология. Теоретические подходы и практическая реализация. М.: Макцентр, 2004. 96 с.

Беляева Е.В., Борзенкова И.В. Коррекция тревожности и страхов у детей младшего школьного возраста методом сказкотерапии // Актуальные проблемы социально-культурного и научно-технического знания. 2015. № 1 (4). С. 85-88.

Коджаспирова Г.М., Коджаспирова А.Ю. Словарь по педагогике. М.: ИКЦ «МарТ», 2005. 448 с.

"Animal Assisted Therapy." American Humane Association. http://www.americanhumane.org/interaction/programs/animal-assisted-therapy/ Date: October 20, 2012

Загрузки

Опубликован

2021-05-11

Как цитировать

1.
Шельшакова Н. Межличностные отношения детей с нарушением зрения. УО [Интернет]. 11 май 2021 г. [цитируется по 30 июнь 2024 г.];11(3):190-9. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/87