Формирование умений и навыков проведения сравнительного исследования основных категорий стимулов специалистами-полиграфологами в процессе профессионального обучения

Авторы

  • Рустем Рафекович Садеков ФГКУ ДПО ВИПК МВД России
  • Наталья Владимировна Бойко ФГКУ ДПО ВИПК МВД России

DOI:

https://doi.org/10.25726/t5797-7874-0382-h

Ключевые слова:

обучение, полиграф, вопросы, тесты, профессиональная подготовка, специалист, стимул, МВД России

Аннотация

В представленной статье авторы исследуют актуальные вопросы, которые связаны с формированием необходимых для выполнения служебных обязанностей важных умений и навыков проведения специалистами-полиграфологами МВД России сравнительного исследования основных категорий стимулов, используемых в различных методиках психофизиологических исследований с применением полиграфа. Были подвергнуты анализу понятие термина «стимул», его этимология и виды, имеющиеся научные исследования ведущих специалистов в этой области, а также отмечена важность изучения этого вопроса лицами, проходящими обучение, как ключевого аспекта, влияющего на качество и результат проводимой проверки на полиграфном устройстве. Авторы рекомендуют в процессе профессионального обучения подробно изучать специфику вопросов, применяемые в исследовании с применением полиграфа, так как это имеет важное методическое значение, в связи с тем, что полученные на них реакции позволяют оценить степень психологической адаптации опрашиваемого к тематике текущего теста. В свою очередь составление вопросов для тестов является одним из основополагающих компонентов подготовительного этапа опроса с применением полиграфа, и полиграфолог обязан знать все виды вопросов, их особенности и строго соблюдать методические требования к формулированию вопросов. В ходе обучения, безусловно, преподавателям необходимо уделять этому особое внимание. Опираясь на труды ученых-исследователей в статье авторами приводится имеющийся положительный научно-педагогический опыт по изучению со слушателями особенностей видов и целей применения стимулов в различных методиках специальных психофизиологических исследований с применением полиграфа, а также формулируются основные требования к технологии составления вопросов для тестов, как одного из ключевых компонентов полиграфного исследования. В работе авторами делается акцент на изучение специфики работы полиграфологов, требований законодательства Российской Федерации в этой сфере, формирование умений и навыков анализировать ситуации, складывающиеся в процессе проводимой работы с обследуемыми лицами, педагогически и психологически грамотно решать вопросы, связанные с формулированием вопросов по различным темам в ходе полиграфной проверки.

Библиографические ссылки

Арефьева О.В., Гайдамашко И.В. Основания для психофизиологических исследований кандидатов на службу в органы внутренних дел с применением полиграфа // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2022. №4 (91). С. 446-465.

Евсеева О.Е. Психологические особенности предрасположенности к употреблению психоактивных веществ у юношей с опытом первичных наркопроб: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук: специальность 19.00.13 Психология, акмеология. Ростов-на-Дону, 2015. 23 с.

Единые требования к порядку проведения психофизиологических исследований с использованием полиграфа. Практическое пособие. Академия управления МВД России. М. 2008. 62 с.

Иванов Р.С. Значимость стимула в ситуации психофизиологического исследования с применением полиграфа // Вестник психофизиологии. 2019. № 2. С. 19-30. – EDN ZYQBEL.

Комиссарова Я.В. Основы полиграфологии : учебник для магистров. М.: Проспект, 2016. 192 с.

Носс И.Н. К вопросу о влиянии индивидуальных особенностей человека на качество тестирования на полиграфе // Вестник экономической безопасности. 2010. №7. С. 98-100.

Полиграф как средство предупреждения коррупционной преступности // Вопросы криминологии, криминалистики и судебной экспертизы. 2010. № 2(28). С. 108-112.

Садеков Р.Р. Теоретические аспекты обучения специалистов-полиграфологов проведению сравнительного анализа методик специальных психофизиологических исследований, применяемых в рамках скрининга // Полицейская деятельность. 2019. № 5. С. 23-36.

Холодный Ю.И. Подготовка вопросов для опросов с использованием полиграфа. https://polygraph.ua/ru/holodnyj-ju-i-podgotovka-voprosov-dlja-oprosov-s-ispolzovaniem-poligrafa/.

Шамхалова С.Ш. Экзамен по общей психологии. Издательство Научная книга. М. 2010.

Загрузки

Опубликован

2023-01-15

Как цитировать

1.
Садеков РР, Бойко НВ. Формирование умений и навыков проведения сравнительного исследования основных категорий стимулов специалистами-полиграфологами в процессе профессионального обучения. УО [Интернет]. 15 январь 2023 г. [цитируется по 16 май 2024 г.];12(12):204-12. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/730

Похожие статьи

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.