Взаимосвязь особенностей социально-психологической адаптации школьников самбистов и успешности освоения программы тренировок
DOI:
https://doi.org/10.25726/k4309-9767-3885-tКлючевые слова:
самбо, тренировочный процесс, социально-психологическая адаптация, общая физическая подготовка, специальная физическая подготовкаАннотация
В данной работе осуществлено исследование взаимосвязи особенностей социальнопсихологической адаптации самбистов первого года тренировок и успешности освоения ими спортивной программы. В исследовании приняли участие 30 школьников самбистов в завершении цикла первого года тренировок. Было проведено исследование особенностей социально-психологической адаптации, с помощью методики социально-психологической адаптации СПА (Роджерс-Даймонд). В качестве оценки успешности освоения программы тренировок был создан специальный оценочный лист, позволяющий произвести оценку общей и специальной физической подготовки. После всех замеров был проведен корреляционный анализ результатов методики социально-психологической адаптации и оценочного листа. Результаты исследования позволяют сделать вывод, что успешность освоения программы тренировок, в особенности частных упражнений взаимосвязана с высоким уровнем адаптивности спортсменов. Социальная адаптация является процессом, во время которого ребенок, при минимальном конфликте с окружающими, достигает состояния социального благополучия и равновесия. Социальнопсихологическая адаптация включает ряд таких особенностей как: принятие ответственности на себя и при этом эмоциональный комфорт, что сопровождается успешностью усвоения программы тренировок. Таким образом, автор исследует введение в тренировочный процесс определенных психологических поправок, касающихся развития социально-психологической адаптации юных спортсменов.
Библиографические ссылки
Абрамович М.П. Влияние занятий спортом на характер соматического развития и адаптивные возможности кардиореспираторной системы школьников 10-16 лет: автореф. дис. канд. пед. наук // Абрамович Марина Петровна. Майкоп, 2010. С. 27.
Баранов А.А., Кучма В.Р., Скоблина Н.А., Сухарева Л.М., Милушкина О.Ю., Бокарева Н.А. Лонгитудинальные исследования физического развития школьников г. Москвы (1960-е, 1980-е, 2000-е гг.) // Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации: сборник материалов (выпуск У1). Москва: ПедиатрЪ, 2013. С. 33-43.
Варламова А.Я. Школьная адаптация. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005. С. 204.
Драгунова Т.В. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. М.: Просвещение, 1967. С. 360.
Дуткевич Т.В. Дошкільна психологія: навч. посіб. Київ: Центр учб. літ., 2007. С. 392.
Лайшев Р.А., Соломатин С.В., Соломатин А.В., Понимасов О.Е. Структура и показатели развития «чувства соперника» квалифицированных самбистов // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2020. № 1 (179). С. 190-194.
Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб.: Речь, 2003. С. 256.
Лимаренко О.В., Колесникова Н.Н. Анализ показателей физического развития мальчиков 8-11 лет, проживающих в различных социальных условиях // Современные проблемы физического воспитания студентов и студенческого спорта: сборник статей и тезисов международной научнопрактической конференции. Ишим, 2013. С. 56-61.
Северный А.А. Проблемы междисциплинарного взаимодействия при коррекции школьной дезадаптации. Школьная дезадаптация: Эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. // Материалы Всероссийской научно-практической конференции 25 27 октября 1995 г, 1995. С. 11-17.
Шилова О.Ю. Современные тенденции физического развития в юношеском периоде онтогенеза (обзор) // Экология человека. 2011. № 4. С. 29-36.