Культурные ассимиляторы в решении проблем поликультурного семейного взаимодействия
DOI:
https://doi.org/10.25726/j6633-6267-7550-uКлючевые слова:
поликультурность, поликультурная семья, подростковая субкультура, культурный ассимилятор, изоморфная атрибуция, каузальная атрибуция, культурная дистанция поколений.Аннотация
Кризис образования в современном обществе распространяется и на семейное воспитание. На уровне семьи он выражается в нарастающих явлениях отчуждения подростков от культуры и ценностей своих родителей, разрушению межпоколенного взаимодействия, что приводит к дисгармонии взаимоотношений, «межпоколенному разрыву», нарушению ценностно-культурной трансмиссии и усугублению общего кризиса современного общества. Нарушения коммуникации между родителями и детьми рассматриваются в статье с позиции проблем кросс-культурного взаимодействия, что возможно при рассмотрении семьи как поликультурного феномена. Средством решения нарастающих межпоколенных проблем в семье предлагается рассматривать специальные техники повышения межкультурной сенситивности, такие, как культурные ассимиляторы, специально составленные для родителей, воспитывающих детей-подростков. В статье раскрываются задачи, которые можно решать посредством применения ассимиляторов в воспитательно-просветительской работе с родителями и их детьми. С помощью культурных ассимиляторов предлагается решать в первую очередь задачи когнитивной ориентации родителей на особенности подростково-молодежной субкультуры. Результаты пилотного исследования показывают частотность совпадения мнения родителей с изоморфными атрибуциями и актуальность использования культурных ассимиляторов для подготовки родителей к контактам с подростковой субкультурой.
Библиографические ссылки
Асташова Н.А., Бондырева С.К., Жук О.Л. Ресурсы диалогового образовательного пространства как основа организации поликультурного образования // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 3. С. 29-49.
Асташова Н. А., Мельников С. Л., Камынин В. Л., Тонких А. П. Технологические ресурсы современного высшего образования // Образование и наука. 2020. Т. 22, №6. С. 74–101.
Белашова М.О. Подростковые субкультуры в современной России: Авто-реферат дис. …канд. социол. наук. Ставрополь, 2011.
Буреломова А.С. Социально-психологические особенности ценностей со-временных подростков: Дис. … канд. психол. наук. М., 2013.
Геллер Г.А., Ванина И.Н. Семейное воспитание: философско-религиозный аспект // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2017. №3 (43).С. 155-163.
Герцен С.М. Динамика ценностных ориентаций молодежи в изменяющей-ся России (межпоколенный подход): Автореферат дис. …канд. социол. наук. Тюмень, 2012.
Данилова Т.А., Малькина О.В., Тонких А.П., Фастова Ю.Е. Толерантность как духовно-нравственная ценность будущих педагогов // Письма в Эмиссия. Оффайн. 2018. №5.
Джуринский А.Н. Педагогика межнационального общения: поликультурное воспитание в России и за рубежом: Учеб.пособие. М.: ТЦ Сфера, 2007. 224 с.
Еловикова Д.А. Использование культурных ассимиляторов в поликультурном пространстве семьи // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы: материалы ХII международной научно-практической конференции в 2-х частях. Часть 1. М.: РУДН, 2019. С. 297 – 305.
Еловикова Д.А. К вопросу о семье в поликультурном аспекте // Социально-психологические вызовы современного общества. Проблемы. Перспективы. Пути развития: Материалы IV Международной научно-практической конференции. Брянск: РИСО БГУ, 2019. С. 312-318.
Еловикова Д.А. Культурные ассимиляторы как техника работы педагога-психолога в поликультурном взаимодействии современной семьи // Педагогика и психология образования. 2019. № 3. С. 136-151.
Калита В. В. Решение задач межкультурного взаимодействия: опыт разработки культурного ассимилятора для межэтнических (русско-корейских) семей // Гуманит. исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2013. № 6. С. 79-83.
Каширский Д.В. Динамика ценностных ориентаций российской молодежи //Вестник Алтайской академии экономики и права. 2014. №1. C. 119-123.
Латыпова А.Д. Представления о ценностях: родители и дети // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXI между-нар. студ. науч.-практ. конф. 2015. № 2(20). https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/2(20).pdf (дата обращения: 02.03.2019)
Прокофьева Д.В. Проблема системы ценностей в современной России // Гуманитарный вектор. 2014. №2 (38). С. 20-25
Смык Ю.В. Соотношение детско-родительских ценностей в коммуникативном пространстве современной семьи // Интернет-журнал «Мир науки». 2016. №4. http://mir-nauki.com/PDF/23PSMN416.pdf
Собкин В.С. Особенности социализации в старшем школьном возрасте: социокультурные траектории ценностных трансформаций // Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия. М.: 2001. С. 358-362.
Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов. 3-е изд., испр. и доп. Москва: Аспект Пресс, 2003.
Стефаненко Т., Солдатенков А. Мастерская «Культурный ассимилятор» // Век толерантности: науч.-публ. вестн. № 3-4. URL: http://www.tolerance.ru/VT-3-4-maste-assim.php?PrPage=VT (дата обращения 07. 02. 2021)
Тишков В.А. Единство в многообразии: публикации из журнала «Этнопанорама» 1999 – 2011 гг. Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2011 232 с.
Тишков В.А. Культурное многообразие в современном мире // Известия Академии педагогических и социальных наук. 2005. №9. https://refdb.ru/look/1793137.html