Культурные ассимиляторы в решении проблем поликультурного семейного взаимодействия

Авторы

  • Диана Александровна Еловикова Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского
  • Наталья Владимировна Амяга Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского

DOI:

https://doi.org/10.25726/j6633-6267-7550-u

Ключевые слова:

поликультурность, поликультурная семья, подростковая субкультура, культурный ассимилятор, изоморфная атрибуция, каузальная атрибуция, культурная дистанция поколений.

Аннотация

Кризис образования в современном обществе распространяется и на семейное воспитание. На уровне семьи он выражается в нарастающих явлениях отчуждения подростков от культуры и ценностей своих родителей, разрушению межпоколенного взаимодействия, что приводит к дисгармонии взаимоотношений, «межпоколенному разрыву», нарушению ценностно-культурной трансмиссии и усугублению общего кризиса современного общества. Нарушения коммуникации между родителями и детьми рассматриваются в статье с позиции проблем кросс-культурного взаимодействия, что возможно при рассмотрении семьи как поликультурного феномена. Средством решения нарастающих межпоколенных проблем в семье предлагается рассматривать специальные техники повышения межкультурной сенситивности, такие, как культурные ассимиляторы, специально составленные для родителей, воспитывающих детей-подростков. В статье раскрываются задачи, которые можно решать посредством применения ассимиляторов в воспитательно-просветительской работе с родителями и их детьми. С помощью культурных ассимиляторов предлагается решать в первую очередь задачи когнитивной ориентации родителей на особенности подростково-молодежной субкультуры. Результаты пилотного исследования показывают частотность совпадения мнения родителей с изоморфными атрибуциями и актуальность использования культурных ассимиляторов для подготовки родителей к контактам с подростковой субкультурой.

Биографии авторов

Диана Александровна Еловикова, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики

Наталья Владимировна Амяга, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского

кандидат биологических наук, доцент кафедры теории и методики начального общего и музыкального образования

Библиографические ссылки

Асташова Н.А., Бондырева С.К., Жук О.Л. Ресурсы диалогового образовательного пространства как основа организации поликультурного образования // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 3. С. 29-49.

Асташова Н. А., Мельников С. Л., Камынин В. Л., Тонких А. П. Технологические ресурсы современного высшего образования // Образование и наука. 2020. Т. 22, №6. С. 74–101.

Белашова М.О. Подростковые субкультуры в современной России: Авто-реферат дис. …канд. социол. наук. Ставрополь, 2011.

Буреломова А.С. Социально-психологические особенности ценностей со-временных подростков: Дис. … канд. психол. наук. М., 2013.

Геллер Г.А., Ванина И.Н. Семейное воспитание: философско-религиозный аспект // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2017. №3 (43).С. 155-163.

Герцен С.М. Динамика ценностных ориентаций молодежи в изменяющей-ся России (межпоколенный подход): Автореферат дис. …канд. социол. наук. Тюмень, 2012.

Данилова Т.А., Малькина О.В., Тонких А.П., Фастова Ю.Е. Толерантность как духовно-нравственная ценность будущих педагогов // Письма в Эмиссия. Оффайн. 2018. №5.

Джуринский А.Н. Педагогика межнационального общения: поликультурное воспитание в России и за рубежом: Учеб.пособие. М.: ТЦ Сфера, 2007. 224 с.

Еловикова Д.А. Использование культурных ассимиляторов в поликультурном пространстве семьи // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы: материалы ХII международной научно-практической конференции в 2-х частях. Часть 1. М.: РУДН, 2019. С. 297 – 305.

Еловикова Д.А. К вопросу о семье в поликультурном аспекте // Социально-психологические вызовы современного общества. Проблемы. Перспективы. Пути развития: Материалы IV Международной научно-практической конференции. Брянск: РИСО БГУ, 2019. С. 312-318.

Еловикова Д.А. Культурные ассимиляторы как техника работы педагога-психолога в поликультурном взаимодействии современной семьи // Педагогика и психология образования. 2019. № 3. С. 136-151.

Калита В. В. Решение задач межкультурного взаимодействия: опыт разработки культурного ассимилятора для межэтнических (русско-корейских) семей // Гуманит. исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2013. № 6. С. 79-83.

Каширский Д.В. Динамика ценностных ориентаций российской молодежи //Вестник Алтайской академии экономики и права. 2014. №1. C. 119-123.

Латыпова А.Д. Представления о ценностях: родители и дети // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXI между-нар. студ. науч.-практ. конф. 2015. № 2(20). https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/2(20).pdf (дата обращения: 02.03.2019)

Прокофьева Д.В. Проблема системы ценностей в современной России // Гуманитарный вектор. 2014. №2 (38). С. 20-25

Смык Ю.В. Соотношение детско-родительских ценностей в коммуникативном пространстве современной семьи // Интернет-журнал «Мир науки». 2016. №4. http://mir-nauki.com/PDF/23PSMN416.pdf

Собкин В.С. Особенности социализации в старшем школьном возрасте: социокультурные траектории ценностных трансформаций // Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия. М.: 2001. С. 358-362.

Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов. 3-е изд., испр. и доп. Москва: Аспект Пресс, 2003.

Стефаненко Т., Солдатенков А. Мастерская «Культурный ассимилятор» // Век толерантности: науч.-публ. вестн. № 3-4. URL: http://www.tolerance.ru/VT-3-4-maste-assim.php?PrPage=VT (дата обращения 07. 02. 2021)

Тишков В.А. Единство в многообразии: публикации из журнала «Этнопанорама» 1999 – 2011 гг. Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2011 232 с.

Тишков В.А. Культурное многообразие в современном мире // Известия Академии педагогических и социальных наук. 2005. №9. https://refdb.ru/look/1793137.html

Загрузки

Опубликован

2021-04-22

Как цитировать

1.
Еловикова Д, Амяга Н. Культурные ассимиляторы в решении проблем поликультурного семейного взаимодействия. УО [Интернет]. 22 апрель 2021 г. [цитируется по 3 июль 2024 г.];11(2):136-47. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/47