Педагогические стратегии формирования мотивации к обучению у студентов высших учебных заведений

Авторы

  • Ислам Мамед Оглы Джолиев Уральский государственный аграрный университет
  • Владимир Анатольевич Обносов Уральский государственный аграрный университет
  • Нияз Масгутович Каримов Уральский государственный аграрный университет
  • Алексей Сергеевич Мишин Уральский государственный аграрный университет
  • Леонид Игоревич Смернягин Уральский государственный аграрный университет

DOI:

https://doi.org/10.25726/x7760-9277-5588-c

Ключевые слова:

мотивационное проектирование, образовательная вовлеченность, интегративные педагогические стратегии, академическая результативность, экономическая эффективность образования, цифровая трансформация обучения, образовательное поведение

Аннотация

Исследование посвящено комплексному анализу эффективных педагогических стратегий формирования устойчивой мотивации к обучению у студентов высших учебных заведений в контексте трансформации образовательной парадигмы. Концептуальное обоснование работы базируется на интеграции современных мотивационных теорий и экономических моделей образовательного поведения. Эмпирическую базу составили результаты лонгитюдного мониторинга образовательной вовлеченности 1287 студентов различных направлений подготовки из 14 российских университетов, проведенного в 2020-2023 годах. Применен комплекс взаимодополняющих методов: структурированное анкетирование, глубинные интервью, экспертные оценки, прогностическое моделирование, корреляционный и дисперсионный анализ. Установлены статистически значимые различия в эффективности разноуровневых педагогических стратегий при коэффициенте детерминации R²=0,78. Выявлена устойчивая корреляция между системным внедрением интерактивных образовательных технологий и ростом внутренней мотивации студентов (r=0,73, p<0,001). Доказана эффективность экономически обоснованной модели интегративной образовательной среды, основанной на дифференциации стимулирующих механизмов с учетом индивидуально-типологических характеристик обучающихся (прирост мотивационных индикаторов на 31,4% при p<0,001). Сформулированы практические рекомендации по формированию адаптивных мотивационных систем в образовательных учреждениях с учетом экономической эффективности их внедрения и отсроченных социально-экономических эффектов. Предложена интегральная модель прогнозирования мотивационной динамики в условиях цифровой трансформации высшего образования.

Библиографические ссылки

Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. М.: Смысл, 2010. 448 с.

Вербицкий А.А., Бакшаева Н.А. Психология мотивации студентов. М.: Юрайт, 2016. 178 с.

Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. М.: Смысл; Академия, 2015. 336 с.

Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. 448 с.

Леонтьев Д.А. Понятие мотива у А.Н. Леонтьева и проблема качества мотивации // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2016. № 2. С. 3-18.

Малошонок Н.Г. Студенческая вовлеченность в учебный процесс: методология исследования и процедура измерения // Социологические исследования. 2014. № 3. С. 141-147.

Марцинковская Т.Д., Марютина Т.М., Стефаненко Т.Г. Психология развития. М.: Академия, 2012. 528 с.

Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. СПб.: Питер, 2010. 432 с.

Pekrun R., Linnenbrink-Garcia L. International handbook of emotions in education. New York: Routledge, 2014. 698 p.

Dweck C.S. Mindset: The new psychology of success. New York: Random House, 2012. 320 p.

Wang M.T., Eccles J.S. School context, achievement motivation, and academic engagement: A longitudinal study of school engagement using a multidimensional perspective // Learning and Instruction. 2013. Vol. 28. P. 12-23.

Hattie J. Visible learning for teachers: Maximizing impact on learning. NY: Routledge, 2012. 296 p.

Ryan R.M., Deci E.L. Self-determination theory: Basic psychological needs in motivation, development, and wellness. New York: Guilford Press, 2017. 756 p.

Keller J.M. Motivational Design for Learning and Performance: The ARCS Model Approach. New York: Springer, 2010. 347 p.

Zimmerman B.J., Schunk D.H. Handbook of self-regulation of learning and performance. New York: Routledge, 2011. 484 p.

Загрузки

Опубликован

2025-05-15

Как цитировать

1.
Джолиев ИМО, Обносов ВА, Каримов НМ, Мишин АС, Смернягин ЛИ. Педагогические стратегии формирования мотивации к обучению у студентов высших учебных заведений. УО [Интернет]. 15 май 2025 г. [цитируется по 15 ноябрь 2025 г.];15(4-1):146-58. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/2191

Выпуск

Раздел

НОВЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДАГОГИКЕ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 3 4 > >>