Педагогические стратегии формирования мотивации к обучению у студентов высших учебных заведений
DOI:
https://doi.org/10.25726/x7760-9277-5588-cКлючевые слова:
мотивационное проектирование, образовательная вовлеченность, интегративные педагогические стратегии, академическая результативность, экономическая эффективность образования, цифровая трансформация обучения, образовательное поведениеАннотация
Исследование посвящено комплексному анализу эффективных педагогических стратегий формирования устойчивой мотивации к обучению у студентов высших учебных заведений в контексте трансформации образовательной парадигмы. Концептуальное обоснование работы базируется на интеграции современных мотивационных теорий и экономических моделей образовательного поведения. Эмпирическую базу составили результаты лонгитюдного мониторинга образовательной вовлеченности 1287 студентов различных направлений подготовки из 14 российских университетов, проведенного в 2020-2023 годах. Применен комплекс взаимодополняющих методов: структурированное анкетирование, глубинные интервью, экспертные оценки, прогностическое моделирование, корреляционный и дисперсионный анализ. Установлены статистически значимые различия в эффективности разноуровневых педагогических стратегий при коэффициенте детерминации R²=0,78. Выявлена устойчивая корреляция между системным внедрением интерактивных образовательных технологий и ростом внутренней мотивации студентов (r=0,73, p<0,001). Доказана эффективность экономически обоснованной модели интегративной образовательной среды, основанной на дифференциации стимулирующих механизмов с учетом индивидуально-типологических характеристик обучающихся (прирост мотивационных индикаторов на 31,4% при p<0,001). Сформулированы практические рекомендации по формированию адаптивных мотивационных систем в образовательных учреждениях с учетом экономической эффективности их внедрения и отсроченных социально-экономических эффектов. Предложена интегральная модель прогнозирования мотивационной динамики в условиях цифровой трансформации высшего образования.
Библиографические ссылки
Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. М.: Смысл, 2010. 448 с.
Вербицкий А.А., Бакшаева Н.А. Психология мотивации студентов. М.: Юрайт, 2016. 178 с.
Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. М.: Смысл; Академия, 2015. 336 с.
Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. 448 с.
Леонтьев Д.А. Понятие мотива у А.Н. Леонтьева и проблема качества мотивации // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2016. № 2. С. 3-18.
Малошонок Н.Г. Студенческая вовлеченность в учебный процесс: методология исследования и процедура измерения // Социологические исследования. 2014. № 3. С. 141-147.
Марцинковская Т.Д., Марютина Т.М., Стефаненко Т.Г. Психология развития. М.: Академия, 2012. 528 с.
Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. СПб.: Питер, 2010. 432 с.
Pekrun R., Linnenbrink-Garcia L. International handbook of emotions in education. New York: Routledge, 2014. 698 p.
Dweck C.S. Mindset: The new psychology of success. New York: Random House, 2012. 320 p.
Wang M.T., Eccles J.S. School context, achievement motivation, and academic engagement: A longitudinal study of school engagement using a multidimensional perspective // Learning and Instruction. 2013. Vol. 28. P. 12-23.
Hattie J. Visible learning for teachers: Maximizing impact on learning. NY: Routledge, 2012. 296 p.
Ryan R.M., Deci E.L. Self-determination theory: Basic psychological needs in motivation, development, and wellness. New York: Guilford Press, 2017. 756 p.
Keller J.M. Motivational Design for Learning and Performance: The ARCS Model Approach. New York: Springer, 2010. 347 p.
Zimmerman B.J., Schunk D.H. Handbook of self-regulation of learning and performance. New York: Routledge, 2011. 484 p.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Управление образованием: теория и практика

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.