Инновационные подходы к обучению в инженерных вузах: опыт и перспективы

Авторы

  • Оксана Викторовна Коробова Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина

Ключевые слова:

инженерное образование, инновационные методы обучения, проектное обучение, цифровые технологии, предпринимательские компетенции.

Аннотация

В статье рассматриваются актуальные вопросы внедрения инновационных методов обучения в инженерных вузах России. На основе анализа литературы выделяются ключевые тренды в данной области, такие как интеграция проектного обучения, использование цифровых технологий, развитие предпринимательских компетенций. Эмпирическую базу составили данные опросов преподавателей (n=120) и студентов (n=450) ряда ведущих технических университетов. С помощью методов описательной статистики и факторного анализа выявлены основные барьеры и драйверы инновационного обучения. Установлено, что ключевыми факторами успеха являются: вовлеченность преподавателей (β=0,78, p<0,01), институциональная поддержка (β=0,69, p<0,01), участие индустриальных партнеров (β=0,61, p<0,05). Определены перспективные направления трансформации инженерного образования, включая индивидуализацию обучения, развитие Soft Skills, создание инновационных экосистем. Полученные результаты важны для формирования эффективной политики модернизации высшей технической школы.

Библиографические ссылки

Карпов А.О. Современный университет как драйвер экономического роста: модели и миссии // Вопросы экономики. 2017. № 3. С. 58-76.

Кларк Б.Р. Создание предпринимательских университетов: организационные направления трансформации. Пер. с англ. А. Смирнова. М.: НИУ ВШЭ, 2011. 240 с.

Ладыжец Н.С. Философия и практика университетского образования: учеб. Ижевск: Изд-во Удмуртского университета, 2015. 356 с.

Мешкова Т.А. Россия в глобальном пространстве талантов // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2018. Т.13. № 4. С. 199-212.

Народно-хозяйственные последствия пандемии COVID-19 и пути их преодоления: доклад экспертной группы. Под ред. Б.Н. Порфирьева, С.А. Афонцева. М.: РАНХ и ГС, 2022. 308 с.

Нестеров А.В. Инновационная деятельность как фактор конкурентоспособности региона // Современная конкуренция. 2016. Т. 10. №5(59). С. 5-19.

Россия 2025: от кадров к талантам. Под ред. В. Мау. М: Изд-во РАНХиГС, 2017. 220 с.

Сенашенко В.С. О реформировании отечественной системы высшего образования: некоторые итоги // Высшее образование в России. 2017. № 6. С. 5-15.

Управление университетом: итоги трансформации. Под ред. Е.А. Князева. М.: Инфра-М, 2018. 404 с.

Фрумин И.Д., Добрякова М.С., Баранников К.А., Реморенко И.М. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования. М.: НИУ ВШЭ, 2018. 28 с.

Шестак В.П., Весна Е.Б., Платонов В.Н. Сетевое образование: лучшие отечественные и зарубежные практики // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. С. 410.

Betz F. Strategic innovation management for technical products: systematic and integrated product development and production planning. B.: Springer, 2019. 401 p.

Etzkowitz, H. The triple helix: university-industry-government innovation in action. NY: Routledge, 2008. 176 p.

Freitas I.M.B., Marques R.A., Silva E.M.D.P. University-industry collaboration and innovation in emergent and mature industries in new industrialized countries // Research policy. 2013. Vol. 42. № 2. рр. 443-453.

Perkmann M., King Z., Pavelin S. Engaging excellence? Effects of faculty quality on university engagement with industry // Research policy. 2011. Vol. 40. № 4. рр. 539-552.

Загрузки

Опубликован

2024-08-15

Как цитировать

1.
Коробова ОВ. Инновационные подходы к обучению в инженерных вузах: опыт и перспективы. УО [Интернет]. 15 август 2024 г. [цитируется по 18 май 2025 г.];14(10-1):22-30. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1752

Выпуск

Раздел

ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ