Роль игровых видов спорта в развитии моторики и координации у дошкольников

Авторы

  • Ислам Мамед Оглы Джолиев Уральский государственный аграрный университет
  • Эдуард Юрьевич Башмаков Уральский государственный аграрный университет
  • Нияз Масгутович Каримов Уральский государственный аграрный университет
  • Владимир Анатольевич Обносов Уральский Государственный Аграрный Университет

Ключевые слова:

дошкольный возраст, игровые виды спорта, моторное развитие, координационные способности, двигательные навыки, формирующий эксперимент

Аннотация

В статье рассматривается роль игровых видов спорта в развитии моторики и координации у дошкольников. На основе анализа литературы из высокорейтинговых журналов за последние 5 лет выявлены ключевые тренды в изучении данной проблематики, систематизированы разночтения в терминологии. Обозначены нерешенные вопросы и обоснована актуальность настоящего исследования, нацеленного на выявление специфического вклада спортивных игр в моторное развитие детей 3-7 лет. С использованием квазиэкспериментального плана проведен формирующий эксперимент на выборке из 60 дошкольников. Разработана и апробирована программа спортивно-игровых занятий, направленная на целенаправленное развитие базовых двигательных навыков. Измерения проводились с помощью валидизированных шкал KTK и M-ABC-2. Получены статистически значимые различия (p<0.001) между контрольной и экспериментальной группами по показателям динамической и статической координации, ловкости, равновесия и общей моторной компетентности. Величина эффекта в терминах d Коэна варьировала от 0.73 до 1.26, что соответствует сильному уровню. Результаты подтверждают высокую эффективность целенаправленного использования игровых видов спорта для ускорения моторного развития дошкольников. Намечены перспективы оптимизации программ физического воспитания на основе полученных данных.

Библиографические ссылки

Barnett L.M. Fundamental movement skills: an important focus // Journal of teaching in physical education. 2016. № 35(3). рр. 219-225.

Bolger L.E. Fundamental movement skills and physical activity among children living in low-income communities: a cross-sectional study // International journal of behavioral nutrition and physical activity. 2018. № 15. Р. 37.

Brian A. Modeling relationships among children's motor skill, perceived competence, physical activity and cardiorespiratory fitness // Journal of teaching in physical education. 2017. № 36(4). рр. 388-397.

Donath L. Effects and sustainability of motor-skill training on overall development of young children // A Systematic Review «Sports medicine». 2015. № 45(12). рр. 1605-1628.

Gallotta M.C. Effects of coordinative and self-regulating training on gross motor skill competence and physical fitness in young children // Journal of sports science and medicine. 2016. № 15(4). рр. 743-749.

Iivonen S., Sääkslahti A.K., Laukkanen A. Studies using the körperkoordinationstest für kinder (KTK) // A review «Science & Sports». 2014. № 29(Suppl.). Р. 21.

Logan S.W. Comparison of performance on process- and product-oriented assessments of fundamental motor skills across childhood // Journal of sports sciences. 2015. № 33(6). рр. 634-641.

Lovric F. Development of motor competence in early childhood: exploring association with sedentary behavior and physical activity // Journal of science in sport and exercise. 2019. № 1. рр. 211-218.

Niemistö D. Socioecological correlates of perceived motor competence in 5- to 7-year-old Finnish children // Scandinavian journal of medicine & science in sports. 2020. № 30(1). рр. 164-175.

Palmer K.K. The associations of sedentary behavior and physical activity with motor competence during early childhood // Journal of physical activity and health. 2020. № 17(8). рр. 857-862.

Rudd J.R. Effectiveness of a 16 week gymnastics curriculum at developing movement competence in children // Journal of science and medicine in sport. 2017. № 20(2). рр. 164-169.

Schmutz E.A. Physical activity, sedentary behavior and socialemotional health in preschool children: A cross-sectional and longitudinal study // Mental health and physical activity. 2020. № 18. рр. 100-326.

Van Capelle A. Identifying a motor proficiency barrier for meeting physical activity guidelines in children // Journal of science and medicine in sport. 2017. № 20(1). рр. 58-62.

Vassilev K., Boyadzhiev N. Realization of the integrative approach in the motor education of preschool children // Research in kinesiology. 2016. № 44(2). рр. 204-208.

Volpato S., Macedo A.P. The relation of physical activity and motor skills proficiency in preschool-aged children and the potential bias of self-reported measures // Journal of sports sciences. 2020. № 38(12). рр. 1342-1353.

Загрузки

Опубликован

2024-08-15

Как цитировать

1.
Оглы Джолиев ИМ, Башмаков ЭЮ, Каримов НМ, Обносов ВА. Роль игровых видов спорта в развитии моторики и координации у дошкольников. УО [Интернет]. 15 август 2024 г. [цитируется по 7 ноябрь 2025 г.];14(9-1):108-1. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1730

Выпуск

Раздел

ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 3 4 > >>