Музыкальное эстетическое образование в технических вузах и его роль в повышении эстетических способностей студентов

Авторы

  • Ян Лю Морской институт Цзянсу

Ключевые слова:

музыкальное эстетическое образование, технические вузы, эстетические способности, эстетическое восприятие, эстетическая оценка, эстетическое творчество, всестороннее развитие.

Аннотация

Актуальность темы музыкального эстетического образования в технических вузах обусловлена необходимостью всестороннего развития студентов в современных условиях. Анализ научной литературы показывает, что несмотря на признание важности эстетического воспитания, его практическое внедрение в технических вузах сталкивается с рядом проблем, включая недооценку значимости эстетических курсов и недостатки в планировании учебного процесса (Alemán, 2017; Barbaroux, 2019). Цель исследования – разработать стратегии эффективного внедрения музыкального эстетического образования в технических вузах для повышения эстетических способностей и общих компетенций студентов. Методы исследования включали теоретический анализ литературы, эмпирическое исследование с использованием анкетирования, тестирования и наблюдения, а также анализ практического опыта внедрения музыкального образования в Нанкинском авиационно-космическом университете. Результаты показали, что музыкальное эстетическое образование значительно улучшает эстетическое восприятие, оценку и творческие способности студентов. Средний балл способности восприятия в экспериментальной группе вырос с 56 до 78, способности к эстетической оценке – с 45 до 80, творческих способностей – с 35 до 70 баллов. Теоретическая и практическая значимость работы состоит в обосновании стратегий внедрения музыкального образования в технических вузах и подтверждении его роли во всестороннем развитии студентов. Перспективы дальнейших исследований связаны с разработкой междисциплинарных курсов и оценкой долгосрочных эффектов музыкального образования.

Библиографические ссылки

Alemán X., Duryea S., Guerra N. G., McEwan P.J., Muñoz R., Stampini M., Williamson A.A. The effects of musical training on child development: A randomized trial of El Sistema in Venezuela // Prevention science. 2017. № 18(7). рр. 865-878.

Barbaroux M., Dittinger E., Besson M. Music training with Démos program positively influences cognitive functions in children from low socio-economic backgrounds // PLoS ONE. 2019. № 14(5). e0216874. .

Guhn M., Emerson S.D., Gouzouasis P. A population-level analysis of associations between school music participation and academic achievement // Journal of educational psychology. 2020. № 112(2). рр. 308-328.

Habibi A., Damasio A., Ilari B., Veiga R., Joshi A.A., Leahy R.M., Haldar J.P., Varadarajan D., Bhushan C., Damasio H. Childhood music training induces change in micro and macroscopic brain structure: Results from a longitudinal study // Cerebral Cortex. 2018. № 28(12). рр. 4336-4347.

Hallam S. The psychology of music. NY: Routledge, 2019.

Hille A., Schupp J. How learning a musical instrument affects the development of skills // Economics of education review. 2015. № 44. рр. 56-82.

James C.E., Zuber S., Dupuis-Lozeron E., Abdili L., Gervaise D., Kliegel M. Formal string instrument training in a class setting enhances cognitive and sensorimotor development of primary school children // Frontiers in neuroscience. 2020. № 14. 567 р.

Kraus N., Hornickel J., Strait D.L., Slater J., Thompson E. Engagement in community music classes sparks neuroplasticity and language development in children from disadvantaged backgrounds. Frontiers in psychology. 2014. № 5. 1403 р.

Loui P., Raine L.B., Chaddock-Heyman L., Kramer A.F., Hillman C.H. Musical instrument practice predicts white matter microstructure and cognitive abilities in childhood // Frontiers in psychology. 2019. № 10. 1198 р.

Moreno S., Lee Y., Janus M., Bialystok E. Short-term second language and music training induces lasting functional brain changes in early childhood // Child development. 2015. № 86(2). рр. 394-406.

Nan Y., Liu L., Geiser E., Shu H., Gong C.C., Dong Q., Gabrieli J.D.E., Desimone R. Piano training enhances the neural processing of pitch and improves speech perception in Mandarin-speaking children. Proceedings of the National Academy of Sciences. 2018. № 115(28). E6630-E6639.

Putkinen V., Tervaniemi M., Saarikivi K., de Vent N., Huotilainen M. Investigating the effects of musical training on functional brain development with a novel melodic MMN paradigm // Neurobiology of learning and memory. 2014. № 110. рр. 8-15.

Sachs M., Kaplan J., Der Sarkissian A., Habibi A. Increased engagement of the cognitive control network associated with music training in children during an fMRI Stroop task // PLOS ONE. 2017. № 12(10).

Sala G., Gobet F. When the music's over. Does music skill transfer to children's and young adolescents' cognitive and academic skills? A meta-analysis // Educational research review. 2017. № 20. рр. 55-67.

Schellenberg E.G. Examining the association between music lessons and intelligence // British journal of psychology. 2011. № 102(3). pp. 283-302.

Загрузки

Опубликован

2024-08-15

Как цитировать

1.
Лю Я. Музыкальное эстетическое образование в технических вузах и его роль в повышении эстетических способностей студентов. УО [Интернет]. 15 август 2024 г. [цитируется по 21 ноябрь 2024 г.];14(8-1):184-92. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1710

Выпуск

Раздел

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ОБРАЗОВАНИЯ