Обучение концертмейстерскому мастерству в процессе подготовки педагога музыканта

Авторы

  • Ян Лю Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

DOI:

https://doi.org/10.25726/g2758-0687-0722-u

Ключевые слова:

концертмейстерское мастерство, профессиональная подготовка педагога-музыканта, компетенции концертмейстера, методика обучения, музыкальное образование

Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме обучения концертмейстерскому мастерству в процессе подготовки педагога-музыканта. Цель исследования – выявить особенности и методы формирования профессиональных навыков концертмейстера у студентов музыкально-педагогических специальностей. В работе применялись методы теоретического анализа, педагогического наблюдения, анкетирования и статистической обработки данных. Материалом исследования послужил опыт подготовки концертмейстеров на музыкальном факультете Московского педагогического государственного университета. В результате были определены ключевые компетенции, необходимые для успешной концертмейстерской деятельности: техническое мастерство, навыки ансамблевой игры, умение быстро читать с листа, знание обширного репертуара, способность к творческому взаимодействию с солистом. Разработана многоступенчатая система обучения, включающая индивидуальные занятия (не менее 3 часов в неделю), работу в классе вокала и инструмента (от 12 до 20 часов), участие в концертах и конкурсах. Особое внимание уделяется развитию навыков импровизации, транспонирования, подбора по слуху. Эффективность предложенной методики подтверждается результатами опроса выпускников факультета, 78% которых успешно работают концертмейстерами в музыкальных школах и училищах. Таким образом, комплексный подход к обучению концертмейстерскому мастерству позволяет подготовить высококвалифицированных специалистов, готовых к самостоятельной профессиональной деятельности.

Библиографические ссылки

Виноградов К.Л. О специфике творческих взаимоотношений пианиста-концертмейстера и певца // Музыкальное исполнительство и современность. Вып. 1. М.: Музыка, 1988. С. 156-178.

Володин А.А. Вопросы исполнительства и педагогики в классе концертмейстерской подготовки // Вестник музыкальной науки. 2020. № 3 (29). С. 145-152.

Воскресенская Т.В. Эволюция русского камерно-вокального исполнительства и концертмейстерское искусство // Музыкальная академия. 2013. № 3. С. 104-109.

Живов Л.И. Работа в концертмейстерском классе над пушкинскими романсами М.И. Глинки // О работе концертмейстера / ред.-сост. М. Смирнов. - М.: Музыка, 1974. С. 9-35.

Зенкин К.В. Фортепианная миниатюра и пути развития музыкального романтизма. М.: Юрайт, 2019. 410 с.

Шендерович Е.М. Об искусстве аккомпанемента // С.М. Хентова. Выдающиеся пианистыпедагоги о фортепианном искусстве. М.-Л.: Музыка, 1966. С. 132-145.

Люблинский А.А. Теория и практика аккомпанемента: методологические основы / Л.: Музыка, 1972. 80 с.

Овчинников М.А. Творческая работа пианиста-концертмейстера: учеб. Пособие / СПб.: Композитор, 2014. 160 с.

Островская Е.А. Психологические аспекты деятельности концертмейстера в музыкальнообразных ситуациях общения со слушателями // Вестник музыкальной науки. 2018. № 3 (21). С. 74-84.

Пустовит В.И. Концертмейстерская подготовка студентов музыкальных факультетов педагогических вузов: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. / Краснодар. 2008. 27 с.

Радина И.В. Работа концертмейстера со студентом-вокалистом // Инновационная наука. 2016. № 11-2. С. 168-170.

Урываев С.А. Заметки о работе концертмейстера-пианиста в ДМШ / О мастерстве ансамблиста: сб. науч. трудов / отв. ред. Т. Воронина. Л.: Изд-во ЛОЛГК, 1986. с. 84-91.

Шатковский Г.И. Развитие музыкального слуха и навыков творческого музицирования: методическая разработка для преподавателей музыкальных вузов и училищ. / М.: Изд-во ГМПИ им. Гнесиных, 1986. 91 с.

Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога / М.: Музыка, 1996. 207 с.

Загрузки

Опубликован

2024-03-15

Как цитировать

1.
Лю Я. Обучение концертмейстерскому мастерству в процессе подготовки педагога музыканта. УО [Интернет]. 15 март 2024 г. [цитируется по 22 январь 2025 г.];14(3-1):263–269. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1426

Выпуск

Раздел

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ОБРАЗОВАНИЯ