Педагогические технологии в развитии фонематического восприятия у дошкольников с речевыми нарушениями

Авторы

  • Олеся Владимировна Курушина Южный федеральный университет

Ключевые слова:

Дошкольники, фонематическое восприятие, речевой слух, фонематический анализ и синтез, звук, слог, слово, коррекция, учитель-логопед, технология

Аннотация

В статье актуализируются вопросы логопедической коррекции недоразвития речи детей дошкольного возраста. Раскрыто значение формирования фонематической системы языка в контексте общего речевого развития ребенка. Приведено содержание структурных компонентов фонематической системы языка и показана роль освоения неречевых процессов, напрямую связанными с речевой деятельностью и двигательными механизмами, обеспечивающими процесс овладения языковыми компетенциями. Представлено содержание логопедической работы по развитию фонематического восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи и фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Описаны авторские технологии Т.А. Ткаченко и обозначена поэтапность логопедического сопровождения в развитии фонематического восприятия у дошкольников. Аргументирована эффективность предложенного содержания работы по развитию фонематического восприятия у дошкольников с ОНР и ФФНР.

Библиографические ссылки

Геркина Н.В., Загладина Е.Н., Новикова Т.В. Инклюзивный подход в рамках современного образования // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. 6-3(60). С. 193-195

Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. М.: Изд-во МГУ, 1975. 253 с.

Лынская М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий. М. Парадигма, 2012. 128с.

Ткаченко Т.А. Коррекция фонетических нарушений у детей: подготовительный этап: пос. для логопеда: 16+. М.: Владос, 2018. 74 с.

Ткаченко Т.А. Логопед у вас дома. М.: Эксмодетство, 2021. 288 с.

Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. М.: Просвещение, 2015. 234 с.

Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. Под ред. А. В. Запорожца. М.: Просвещение, 1976. 96 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17 октября 2013 г., с изменениями и дополнениями). 2013. https://base.garant.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. М.: Министерство образования РФ, 1993. 44 с.

Эльконин Д.Б. Этапы формирования действия чтения: Фонемный анализ слов // Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. М.: Знание, 1976. 64 с.

Загрузки

Опубликован

2024-06-15

Как цитировать

1.
Курушина ОВ. Педагогические технологии в развитии фонематического восприятия у дошкольников с речевыми нарушениями. УО [Интернет]. 15 июнь 2024 г. [цитируется по 23 июнь 2025 г.];14(6-1):101-9. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1640

Выпуск

Раздел

ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА