Особенности речевой просодики и направления логопедической работы по коррекции фонетических средств выразительности у дошкольников с дизартрией

Авторы

  • Олеся Владимировна Курушина Южный федеральный университет
  • Елена Федоровна Абрамян Южный федеральный университет
  • Екатерина Викторовна Донцова Южный федеральный университет

Ключевые слова:

дошкольники, дизартрия, просодика, фонетические средства, интонация, ритм, ударение, речевое дыхание, голос, тембр, коррекция, учитель-логопед, артикуляционная моторика, мимическая моторика, эмоции.

Аннотация

В статье освещаются вопросы логопедической коррекции просодических компонентов речи у детей дошкольного возраста с дизартрическими нарушениями. Раскрыто значение формирования звукопроизносительной и темпо-ритмической организации речи в контексте общего речевого, познавательного и личностного развития ребенка. Отмечено, что в последние годы выявляют все большее количество детей с тяжелыми нарушениями речи, обусловленными дизартрией. Подчеркивается, что просодика как общий набор ритмико-интонационных свойств речи имеет большое значение в проявлении выразительности, разборчивости, плавности экспрессивной речи человека. Представлено содержание логопедической работы по развитию просодической стороны речи у дошкольников с разными формами дизартрии с применением средств логоритмики. Аргументирована эффективность предложенного содержания работы в реализации цели и задач экспериментального исследования.

Библиографические ссылки

Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. М.: АСТ: Астрель, 2007. 319 с.

Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия: учеб. пос. для студ. вузов. М.: ВЛАДОС, 2009. 287 с.

Винарская Е.Н. Дизартрия. М.: АСТ: Астрель, 2006. 141 с.

Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика: учеб. для студ. высш. учеб. зав. М: Владос, 2002. 272 с.

Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. СПб: Детство-Пресс; М.: Творческий центр Сфера, 2007. 470 с.

Гвоздев А.Н. От первых слов до первого класса: дневник науч. наблюдений. Изд. 2-е, испр. М.: УРСС: Ленанд, 2005. 322 с.

Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учеб. пос. СПб: Союз, 2000. 192 с.

Мартынова Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрии и функциональной дислалией // Расстройства речи и методы их устранения: сб. тр. под ред. С.С. Ляпидевского, С.Н. Шаховской. М.: Московский государственный педагогический институт им. В.И. Ленина, 1975. С. 79-91.

Правдина О.В. Логопедия. М.: Просвещение, 1973. 272 с.

Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду: учеб. пос. для студ. педагог. ин-тов. М.: Просвещение, 2017. 141 с.

Загрузки

Опубликован

2024-10-15

Как цитировать

1.
Курушина ОВ, Абрамян ЕФ, Донцова ЕВ. Особенности речевой просодики и направления логопедической работы по коррекции фонетических средств выразительности у дошкольников с дизартрией. УО [Интернет]. 15 октябрь 2024 г. [цитируется по 18 май 2025 г.];14(10-1):41-5. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1754

Выпуск

Раздел

ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ