Топонимические легенды как средство патриотического воспитания учащихся начальных классов
DOI:
https://doi.org/10.25726/a2007-2275-5011-sКлючевые слова:
учащиеся начальных классов, патриотическое воспитание, культура, историческое прошлое, топонимическая легенда, малая родинаАннотация
В статье рассмотрен вопрос патриотического воспитания учащихся начальных классов посредством использования топонимического материала на примере изучения и исследования ими происхождения названий географических объектов малой родины. Интерес представляет исследование языковых особенностей, связанных с происхождением того или иного географического названия, через взаимодействие с различными формами номинации. Топонимические легенды привлекательны по содержанию и семантическому наполнению для детей начального общего уровня образования. Исследование смысловой нагрузки географического объекта является значимым моментом в развитии кругозора (в частности, речи) детей: в процессе работы с тем или иным топонимом происходит не только «расшифровывание» специфики смысла легенд и преданий, но узнавание и понимание особенностей верований наших предков, значения магических ритуалов. Работа с особенностями наименований географических объектов по их признакам или же по географической терминологии способствует пониманию, осознанию факта трансформации топонимов на протяжении их существования. Так, многие современные названия на территории Мышкинского района Ярославской области визуально воспринимаются как славянские, при этом их номинация имеет отношение к финно-угорской группе языков.
Библиографические ссылки
Алиева С.А., Алиева С.Т. Научно-педагогические и прикладные основы военно-патриотического воспитания старшеклассников: мон., Российская академия наук, Институт социально-политических исследований. М.: Перспектива, 2017. 219 с.
Афанасьев О.Е., Троценко А.В. Категория «легенда» в региональном топонимическом пространстве (на примере днепропетровской области Украины // Псковский регионологический журнал. 2014. № 17. С. 67-75.
Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Изд. 5-е. М.: Изд-во Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2016. 1376 с.
Валеева С.А. Развитие у старшеклассников художественного интереса к произведениям искусства гражданско-патриотической направленности во внеурочной деятельности: автореферат дис. ... к. пед. н. Екатеринбург, 2022. 23 с.
Гундорова Е.Ю. Освоение русской героико-патриотической оперы младшими школьниками на занятиях музыкой: автореферат дис. ... к. пед. н. Москва, 2006. 22 с.
Каримов Р.Э. Теория и практика планирования и организации внеклассной краеведческой работы в патриотическом воспитании учащихся общеобразовательных учреждений Республики Таджикистан: автореф. дис. ... к. пед. н. Душанбе, 2021. 30 с.
Маслова Т.М. Возможности национально-регионального компонента начального общего образования в патриотическом воспитании младших школьников: автореферат дис. ... к. пед. н. Хабаровск, 2009. 22 с.
Мирзокаримзода А.М. Приоритетность формирования военно-патриотической позиции старшеклассников на занятиях по начальной военной подготовке в общеобразовательных учреждениях Республики Таджикистан: автореф. дис. ... к. пед. н. Душанбе, 2021. 24 с.
Номогоева Е.В. Духовно-нравственное образование младших школьников на основе этнокультурных традиций народов Бурятии: автореферат дис. ... к. пед. н. Улан-Удэ, 2003. 24 с.
Нуттунен, Е.А. Педагогические условия формирования основ патриотической культуры детей младшего школьного возраста средствами историко-литературного музея: автореф. дис. ... к. пед. н. М., 2018. 27 с.
Писцовые книги Угличского уезда XVII века, с пред. и прим. Кн. 18. Углич, 1886. С. 1-122.
Поспелов Е.М. Историко-топонимический словарь России: досовет. пер. Пер. с анг. М.: Профиздат, 2000. 219 с.
Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания: учеб. для студ. высш. уч. зав-й, об. по спец. 050706.65 (031000) // Педагогика и психология. Изд-во Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского. Ярославль, 2012. 415 с.
Темирджанова М.А. Воспитание младших школьников средствами народной педагогики в поликультурной среде: автореферат дис. ... к. пед. н. Махачкала, 2004. 23с.
Кочергина В.А. Санскритско-русский словарь: около 30 000 слов. Под ред. В.И. Кальянова, с прил. «Грамматического очерка санскрита» А.А. Зализняка. 2-е изд., испр. и доп. М.: Русский язык, 1987. 944 с.