Перспективы развития открытого образования в России

Авторы

  • Наталья Владимировна Амяга Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского
  • Ирина Васильевна Быкова Брянский государственный технический университет
  • Елена Семеновна Зяблова Брянский государственный технический университет
  • Елена Васильевна Удовенко Брянский государственный технический университет

DOI:

https://doi.org/10.25726/d7753-7891-5687-h

Ключевые слова:

открытое образование, дистанционное обучение, цифровизация, образовательные технологии, гибридное обучение

Аннотация

В настоящее время открытое образование приобретает все большую значимость на фоне развития информационных технологий и глобализации образовательного процесса. Российское же образование во многом еще не готово к принятию открытых форм обучения из-за объективных причин. Глобализация рынка образовательных услуг стимулирует поиск инновационных решений, позволяющих обеспечить доступ к качественному образованию широким слоям населения. Одним из наиболее перспективных направлений является развитие открытого образования, подразумевающего использование свободно распространяемых образовательных ресурсов и гибких форм обучения. В настоящее время многие развитые страны достигли значительных успехов во внедрении открытого образования. Так, в США и Великобритании созданы крупнейшие открытые университеты, предоставляющие доступ к образованию миллионам человек. В Китае запущен передовой проект «Открытого университета» по цифровой трансформации традиционного образования. Однако в России масштабные реформы в этом направлении пока носят локальный характер. В статье рассматриваются перспективы развития открытого образования в России путем анализа имеющегося опыта зарубежных стран и возможностей применения информационных технологий. На основе изучения существующих моделей открытого образования предлагаются рекомендации по разработке и внедрению гибридных форм обучения с использованием открытых образовательных ресурсов.

Библиографические ссылки

Амяга, Н. В., Еловикова Д.А., Чижевская И.Н. Моделирование развития комбинированных методов обучения // Управление образованием: теория и практика. 2022. № 3(49). С. 154-160.

Артамонов В.Н., Байкова Ю.Г., Галушко Е.Ф., Захарова Е.В. Центр открытого образования на русском языке: опыт реализации проекта // Поволжский педагогический поиск. 2021. № 1(35). С. 22- 27.

Борисова А.А., Белоногов А.А. Трудоустройство выпускников вузов: смена приоритетов поиска профессиональной реализации // Экономика труда. 2022. № 3. С. 675-688.

Булыгина М.В., Елизова Е.И. Учебно-познавательный клуб как модель центра открытого образования для обучения русскому языку иностранных студентов // Глобальный научный потенциал. 2020. № 12(117).

Былков В.Г. Особенности преобразования трудового потенциала в процессе интеграции выпускников учебных заведений на рынок труда // Экономика труда. 2021. № 3. С. 275-294.

Доброхлеб В.Г. Обучающийся взрослый в сфере непрерывного образования в России // Научное обозрение. Сер. 2: Гуманитарные науки. .2016. № 5. С. 11-16.

Клячко Т.Л. Последствия и риски реформ в российском высшем образовании. Монография. М.: Дело, 2017. 52 с.

Ковтун О.И., Буркина Я.Р., Иваненко М.А. Анализ опыта применения Россией политики «мягкой силы» в регионе СНГ на примере сферы образования // ЦИТИСЭ. 2021. № 4(30). С. 541-556.

Крамарева И.Е., Амяга Н.В. Структурные компоненты и сущность исследовательской культуры личности будущего педагога // Современное образование: опыт прошлого, взгляд в будущее Материалы Всероссийской научно-практической конференции: Мат. Всерос. науч.-практ. конф., Брянск, 13–14 октября 2021 г. Брянск: Общество с ограниченной ответственностью «Новый проект», 2021. С. 61- 67.

Кудинова Г.Ф., Ахметова Н.А. Международный Центр продвижения русского языка и литературы им. М. Карима как модель открытого образования // Педагогический журнал Башкортостана. 2022. № 2 3(97). С. 125-134.

Кузуб Е.В. Влияние системы образования на формирование конкурентоспособности выпускников вузов // Лидерство и менеджмент. 2022. № 1. С. 55-68.

Матевосян, А. Т. Высшее образование как инструмент «мягкой силы» России (на примере Армении) // Вестник Московского университета. Сер. 27: Глобалистика и геополитика. 2022. № 2. С. 56- 68.

Осташова Я.В. Образование как элемент политики «мягкой силы»: современные политические реалии России и Казахстана // Евразийский Союз: вопросы международных отношений. 2021. Т. 10. № 3(37). С. 220-226.

Писарева С.А. Региональный научный центр Российской академии образования на северо-западе как пространство интеграции исследований в области образования // СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2018. С. 11-16.

Россия 2025: от кадров к талантам. D-russia.ru.

Рязанцева И.В. Трудоустройство иностранных студентов и выпускников на российском рынке труда как элемент восполнения трудовых ресурсов страны // Экономика труда.2022. № 1. С. 55- 68.

Сюн Л. Языковое образование как инструмент «мягкой силы» Китая и России // Вопросы политологии. 2022. Т. 12. № 3(79). С. 786-795.

Тонких А.П., Прядехо А.А. Использование информационных и коммуникационных технологий в процессе подготовки будущего учителя начальных классов // Современное педагогическое образование. 2019. № 3. С. 221-224.

Шестакова Л.И., Березовская Я.Л., Зайко Е.М. Функционирование партнёрской сети центров открытого образования на русском языке на территории РФ: задачи и перспективы // Вестник Челябинского государственного университета. 2022. № 1(459). С. 174-181.

Загрузки

Опубликован

2024-01-30

Как цитировать

1.
Амяга НВ, Быкова ИВ, Зяблова ЕС, Удовенко ЕВ. Перспективы развития открытого образования в России. УО [Интернет]. 30 январь 2024 г. [цитируется по 22 ноябрь 2024 г.];14(1-2):152-60. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1303

Выпуск

Раздел

ИНКЛЮЗИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА