Социокультурные аспекты дефрагментации национального культурного кода и их отражение в образовательном процессе
DOI:
https://doi.org/10.25726/a0417-3233-2467-uКлючевые слова:
глобализация, дефрагментация культурного кода, национальная культура, образование, межкультурные коммуникацииАннотация
В условиях интенсификации процессов глобализации и развития информационных технологий актуальной проблемой является изучение влияния дефрагментации национального культурного кода на этнокультурную идентичность молодого поколения и систему образования. Целью данного исследования явилось комплексное изучение данной проблематики с использованием многоаспектного подхода. В исследовании были задействованы следующие методы (по данным экспертных исследований): анкетный опрос студентов и школьников для выявления их предпочтений в сфере культуры и образования; контент-анализ учебных программ вузов и школ центрального региона с целью оценки соотношения отечественных и зарубежных компонентов; сравнительный анализ результатов социологических и культурологических экспертных исследований. Исследование показало, что более 60% молодежи в основном получают информацию из зарубежных источников. Более 90% учтенных граждан России используют видеохостинг YouTube как один из основных источников информации. Отмечается рост показателей значимости национально-этнической идентичности в рамках исследований социально-группового самоопределения молодежи. В то же время обозначается растущее и неоднозначное влияние факторов глобализации на российскую культуру и общество. Экспертами подчеркивается необходимость усиления этнокультурной составляющей посредством неформального образования для сохранения национальной идентичности молодежи в цифровую эпоху, а также необходимость осуществлять социокультурные и образовательные практики с соблюдением баланса между традиционными и инновационными подходами.
Библиографические ссылки
Акулич М.М. Традиционная и инновационная культура в полиэтническом обществе // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2010. № 3. С. 34-40.
Бухнер Н.Ю. Национальное или региональное: типы идентичности молодежи Алтайского края. Социальная интеграция и развитие этнокультур в Евразийском пространстве // Сборник материалов II Междунар. науч. форум «Интеграционные процессы в этнокультурной сфере». 2020. Т. 3. № 9. С. 20-24.
Волохова Н.В., Огурцова А.Ю. Место и роль поля культуры в формировании и развитии российской цифровой экономики // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 11- 4(113). С. 125-129.
Грунт Е.В. Видеохостинг YouTube как средство формирования общественного мнения российской молодежи // Koinon. 2022. Т. 3. № 1. С. 45-57.
Динер Е.В., Лопатина Н.В. Единое цифровое пространство знаний в формировании национального культурного кода личности: методология проектирования // Вестник МГУКИ. 2020. № 6(98). С. 130-138.
Жилинская М.С., Иванова Е.А. Эмпирическое обоснование необходимости воспитания российской гражданской идентичности у школьников // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021. № 92. С. 90-96.
Жуковская Л.Н. Содействие развитию межпоколенческого диалога средствами проектно-гуманитарных технологий библиотечной деятельности // Румянцевские чтения-2019: мат. междунар. науч.-практ. конф.: в 3 ч. Ч. 1. М.: Изд-во «Пашков дом», 2019. С. 261-265.
Изотова Н.Н. Культурный код как объект исследования социально-гуманитарных наук // Культура и цивилизация. 2020. Т. 10. № 3-1. С. 185-191.
Котляров И.В. Культурный код: к новой системе ценностей (социально-философские тренды) // Мир науки. Социология, филология, культурология. 2022. Т. 13. № 3.
Кузнецова Т.Ф. Цифровизация как культурная ценность и цифровые технологии // Горизонты гуманитарного знания. 2019. № 5. С. 3-13.
Куликова О.В. Речевые практики корпоративного мифотворчества как инструмент формирования корпоративной культуры // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2021. № 6(848). С. 72-82.
Леденева В.Ю. Трансформация ценностных ориентаций студенческой молодежи в условиях цифровой реальности // Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. 2022. № 3. С. 295-304.
Мамедова Н.М. Человек в эпоху цифровизации: на грани реального и виртуального // Век глобализации. 2021. № 3(39). С. 74-85.
Матвеева Е.Г. Формирование корпоративной культуры профессиональной образовательной организации // Инновационное развитие профессионального образования. 2020. № 1(25). С. 72-79.
Микайлова И.Г. Глобальная цифровизация социокультурного воспроизводства: «Deus ex machina» или конец эры человека? // Социальные новации и социальные науки. 2021. № 1(3). С. 121- 132.
Сдобняков В.В. Трансформация педагогического университета в контексте глобальной научно-образовательной повестки // Сборник статей по материалам VIII Всероссийской научно-практической конференции. Инновационные технологии управления. Нижний Новгород, 2021. С. 6-11.
Таруми М.П. Воспитание межкультурной толерантности молодежи в Японии // Вестник СПбГИК. 2012. № 4. С. 108-112.
Худолей Н.В. Национальный код культуры и его актуализация в пословицах, поговорках и классических литературных текстах // Вестник РУДН. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. 2017. Т. 14. № 4. С. 643-653.
Статистика Федеральной службы Статистики «Росстат». Сборник: «Социально-экономическое развитие России и регионов в цифрах статистики». Т. 2. 2021.
Статистика Федеральной службы Статистики «Росстат». Сборник: «Образование в цифрах: 2022». Т. 1. 2022.
Статистика Федеральной службы Статистики «Росстат». Сборник: «Индикаторах образования: 2022». Т. 1. 2022.
Bykasova L.V., Samoilova I.N., Petrushenko S.A. Formation of youth legal culture: intentionality, performativity, media mention. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences // International Scientific Conference «Social and Cultural Transformatios in the Context of Modern Globalism». 2021. pp. 349-356.