Совершенствование бюджетного планирования в вузе с учетом поступлений от дополнительных источников финансирования

Авторы

  • Зина Абдуловна Арсаханова Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова

DOI:

https://doi.org/10.25726/i4679-1253-3914-o

Ключевые слова:

бюджетирование в вузе, внебюджетные источники финансирования, диверсификация доходов, модернизация бюджетного процесса

Аннотация

Актуальность исследования трансформации бюджетного планирования в вузах с учётом возрастающей роли внебюджетных источников финансирования трудно переоценить. Цель настоящей работы заключается в теоретическом обосновании и разработке практических рекомендаций по совершенствованию бюджетного процесса на основе успешного отражения дополнительных поступлений в расчётах и прогнозах доходов. Материалы и методы. Теоретической базой исследования являются работы по экономике образования, финансовому менеджменту и бюджетному планированию. Для анализа моделей бюджетирования в российских вузах были проанализированы отчётные и плановые данные 20 вузов за 5 лет. Результаты. Показано, что с увеличением доли доходов от платных образовательных услуг, научно-технических и коммерческих проектов меняется характер финансового обеспечения вуза. Предложен подход к бюджетному планированию, ориентированный на диверсификацию источников и гибкость финансовой модели. Внедрение многоуровневой системы бюджетирования потребует прежде всего организационных мероприятий по разработке и утверждению новых положений, инструкций и методик. Кроме того, потребуется техническая модернизация программных средств управления бюджетом на сумму 12-15 млн рублей. Внедрение открытой системы отчетности и доступа к плановым данным может обойтись в 5-7 млн рублей за счет создания единого информационного ресурса и портала. Совокупные затраты на реализацию всего комплекса мероприятий оцениваются в сумму 55-60 млн рублей. Однако ежегодная экономия средств за счет более эффективного управления может составить не менее 120-150 млн рублей.

Библиографические ссылки

Алпатов Ю.М., Гребенников В.В., Грудцына Л.Ю., Молчанов С.В., Сангаджиев Б.В. Государственный контроль (надзор) в сфере образования // Право и управление. 2021. №5. С. 82-89.

Бондарчук Д.В. Вопросы нормативно-правового регулирования и контроля финансово хозяйственной деятельности организаций высшего образования // Инновации и инвестиции. 2018. №12. С. 144-148.

Гукова A.В., Дорждеев A.В., Кизатова Н.A., Лосев A.Г., Лосева Н.В. Mодель формирования фонда оплаты труда профессорско-преподавательского состава вузов // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2015. № 46. С. 2-11.

Егорова Е.М., Глущенко А.В. Институциональная среда как основа учетно-информационного обеспечения управления современным вузом // Международный бухгалтерский учет. 2020. Т. 23. №8 (470). С. 883-905.

Корольков С.A., Лосев A.Г., Тараканов В.В. Управление образовательными программами через внедрение учебно-финансовых планов. Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 4. С. 49-55. DOI: https:||doi.org|10.15826| umj.2016.104.027

Кужма И.С. Цифровая экономика и бухгалтерский учет: перспективы, будущее // Наука и молодёжь: новые идеи и решения. Материалы XV Международной научно-практической конференции молодых исследователей. Волгоград. Волгоградский государственный аграрный университет. 2021. С. 147-149.

Лосев A.Г., Корольков С.A., Тараканов В.В. Mодель финансового обеспечения выполнения целевых показателей эффективности работы вуза. Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 6. С. 49-57. DOI: https:|| doi.org|10.15826|umpa.2017.06.074

Макаренко Е.Н., Лабынцев Н.Т., Хахонова Н.Н. Бухгалтерский учет и контроль в различных секторах экономики: монография, под общей редакцией Н.Т. Лабынцева. Ростовский государственный экономический университет. Ростов-на-Дону, 2020. 576 с.

Маркова С.М., Цыплакова С.А., Котенко Е.Ф., Уракова Е.А. Экономическая функция профессионального образования // Школа будущего. 2019. № 1. С. 68-75.

Махина С.Н., Карасик Л.В. Система государственного регулирования инновационной деятельности в сфере высшего образования // Инновационная наука. 2021. №5. С. 141-143.

Мусаева А.О. Особенности, сущность, содержание государственного финансового контроля в сфере образования // Вестник Российского университета кооперации. 2013. №2 (12). С. 25-28.

План финансово-хозяйственной деятельности на 2022 г. и плановый период 2023 и 2024 годов // URL: https://www.mininuniver.ru/sveden/files/2._Plan_FXD_na_03.03.2022_s_prilogheniyami.pdf

Стребков С.Г. Вектор развития нормативно-подушевого финансирования высшего профессионального образования в России. Вестник Нижегородский государственный инженерно-экономический университет. 2020. № 9. С. 54-72. DOI: https://doi.org/10.24411/2227-9407-2020-10084

Цыплакова С.А., Быстрова Н.В., Госельбах О.И. Нормативно-правовое регулирование в сфере образовательной деятельности // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. №4 (38). С. 105-110.

Шапошникова И.Ю. Реформирование бухгалтерского учета в Российской Федерации. В сборнике: Наука и молодёжь: новые идеи и решения. Материалы XIV Международной научно-практической конференции молодых исследователей. Волгоград. Волгоградский государственный аграрный университет, 2020. С. 360-361.

Загрузки

Опубликован

2023-12-15

Как цитировать

1.
Арсаханова ЗА. Совершенствование бюджетного планирования в вузе с учетом поступлений от дополнительных источников финансирования. УО [Интернет]. 15 декабрь 2023 г. [цитируется по 13 декабрь 2024 г.];13(12-1):130-6. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1239

Выпуск

Раздел

НОВЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДАГОГИКЕ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 > >>