Стратегии развития университетской автономии в контексте изменяющегося образовательного ландшафта России

Авторы

  • Олег Михайлович Омельченко Российский биотехнологический университет

DOI:

https://doi.org/10.25726/j2320-8636-5839-m

Ключевые слова:

университетская автономия, образовательный ландшафт, стратегии развития, высшее образование, Россия

Аннотация

В современных условиях, когда образовательный ландшафт России переживает значительные трансформации, университетская автономия становится ключевым фактором развития высшего образования. Настоящее исследование направлено на анализ стратегий развития университетской автономии в контексте меняющихся требований и ожиданий образовательного сообщества. Материалы и методы. Исследование основывается на анализе статистических данных, опросах преподавателей и студентов ведущих российских университетов, а также на изучении лучших практик и международного опыта в области университетской автономии. Данные собирались в период с января по май 2023 года. Результаты. Анализ показал, что в условиях усиления глобальной конкуренции и изменения требований к качеству образования, университетская автономия становится ключевым инструментом повышения эффективности управления образовательным процессом. Исследование выявило, что наиболее успешные стратегии включают в себя разработку собственных образовательных программ, усиление партнерства с бизнес-сообществом, а также внедрение гибких систем управления и саморегуляции. Важным выводом исследования является важность участия студентов в протоколах управления. Такое участие повышает их удовлетворенность учебной программой и воспитывает чувство ответственности перед академической системой, а также развивает студенческое самоуправление. Создавая международные альянсы и устанавливая связи с промышленностью, можно изучить новые возможности для образовательных и научных предприятий, тем самым улучшая качество образовательных схем и увеличивая перспективы ученичества и трудоустройства после окончания колледжа.

Библиографические ссылки

Абрамов Р.Н., Груздев И.А., Терентьев Е.А. Баланс работы и личной жизни и источники стресса научно-педагогических работников российских исследовательских университетов // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. № 3. С. 8-26.

Амбарова П.А., Зборовский Г.Е. Университетское управление в зеркале западной социологии высшего образования // Образование и наука. 2020. Т. 22. № 5. С. 37-66.

Баженов С.В., Баженова Е.Ю. Академический капитализм: анализ подходов в изучении академического мира // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2019. Т. 9. № 10А. С. 263-275.

Бургин М.С. Инновации и новизна в педагогике // Педагогика. 2019. № 12.

Бухарова Г.Д., Арефьев О.Н., Старикова Л.Д. Системы образования: учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2018. 477 с.

Данилова Т.В., Лапыко Т.П., Тонких А.П. Взаимодействие субъектов педагогического процесса в образовательной среде вуза: Учебно-методическое пособие. New York: National Research, 2020. 136 с.

Душина С.А., Камнева А.В., Куприянов В.А., Шиповалова Л.В. Научное лидерство в контексте академического капитализма (российская перспектива) // Социология науки и технологий. 2019. Т. 10. № 1. С. 50-76.

Заседателева М.Г., Мишланова С.Л. Методологические основы обучения иностранным языкам: учебное пособие. Челябинск: Цицеро, 2018. 167 с.

Королева Н.Ю., Рыжова Н.И. Виртуальная среда обучения предмету как интерпретация методической системы обучения в условиях ИКТ-насыщенной образовательной среды // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 2. С. 196-199.

Кравченко Н.Н., Николаева Н.В. Возможности применения акмеологических исследований в процессе формирования профессиональной компетентности специалистов // Современное образование: традиции и инновации. 2019. № 3. С. 11-16.

Прокофьев А.В. Этика профессора в цифровом университете // Ведомости прикладной этики. 2021. Вып. 58. С. 31-53.

Прокофьев А.В. Этика профессора и идея академического гражданства // Ведомости прикладной этики. 2020. Вып. 55. С. 20-41.

Рогозин Д.М. Представления преподавателей вузов о будущем дистанционного образования. Вопросы образования // Educational Studies Moscow. 2021. № 1. С. 31-51.

Сычев А.А., Коваль Е.А. Становление и развитие научного этоса: нормотворческие измерения // Вестник Киргизско-российский славянский университет им. Бориса Ельцина. 2021. Том 21. № 6. С. 103-110.

Циммерман Б.Д. Социально-когнитивный взгляд на саморегулируемое академическое обучение // Журнал педагогической психологии. 2021. № 81 (3). С. 329-339.

Чигишева О.П., Бондаренко А.В., Солтовец Е.М. Функциональные показатели продуктивности научно-исследовательской деятельности молодых ученых // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 429-433.

Шамина Н.В. Онлайн-обучение в образовательном процессе: сильные и слабые стороны // Казанский педагогический журнал. 2019. Т. 2. № 133. С. 20-24.

Загрузки

Опубликован

2023-12-15

Как цитировать

1.
Омельченко ОМ. Стратегии развития университетской автономии в контексте изменяющегося образовательного ландшафта России. УО [Интернет]. 15 декабрь 2023 г. [цитируется по 21 ноябрь 2024 г.];13(12-2):154-60. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1211

Выпуск

Раздел

DATA SCIENCE В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОСТРАНСТВОМ