Использование арт-технологий в высших учебных заведениях: анализ и перспективы
DOI:
https://doi.org/10.25726/g7051-9240-1724-lКлючевые слова:
артпедагогика, творческая деятельность, высшее образование, адекватная самооценка, креативное мышление, арт-технологии, инновационные методы обученияАннотация
Статья посвящена проблеме использования арт-технологий в высших учебных заведениях. Основная задача исследования – изучение различных арт-технологий, используемых в образовательной среде вузов. Артпедагогика предлагает инновационные методы обучения, основанные на использовании искусства и творческой деятельности. Автор проводит систематизацию существующих исследований в данной области, оценивает эффективность применения арт-технологий и рассматривает их перспективы в образовательном процессе высших учебных заведений. Предложенные исследователями арт-технологии: театрализованно-игровые технологии, аудиовизуальные технологии, изобразительные технологии, работа с текстами, применение визуально-пластических средств, музыки, драмы, движения, танца, разыгрывание сценок, ситуаций, моделирующих различные аспекты профессиональной деятельности и т.д. имеют особую значимость в образовательном процессе и решают ряд следующих проблем: формирование интереса к учебе, социальная адаптация в учебном процессе, развитие эмоционально-ценностной среды, креативного мышления, регулятивных и коммуникативных навыков, воображения и восприятия, адекватной самооценки и др. Практическая значимость применения арт-технологий в высшем образовании заключается в их способности эффективно использоваться в высших образовательных учреждениях и других сферах деятельности. Использование этих технологий позволяет разнообразить учебный процесс, сделать его более интересным, стать привлекательным для обучающихся, тем самым сформировать профессионалов в различных областях будущего. Важно отметить, что арт-технологии могут быть успешно применены не только в образовательной сфере, но и в медицине, психологии, культуре и др.
Библиографические ссылки
Володина К.А. Арт-технологии и образовательный процесс в вузе // Экстрабилити как феномен инклюзивной культуры: Дизайн инклюзивного взаимодействия: сборник статей IV Международной научно-практической конференции. Издательский дом «Ажур»: Екатеринбург, 2022. С. 33-37.
Егорова И.А. Сфера и возможности применения арт-технологий в обучении // Вестник Таганрогский институт управления и экономики. 2008. №1. С. 5.
Кунгурова И.М., Воронина Е.В., Долженко С.Г. Арт-технологии в формировании инновационной педагогической деятельности у студентов (на примере преподавания дисциплины «Технологии и методики обучения иностранным языкам») // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» 2014. № 6. С. 11. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/31PVN614.pdf DOI: 10.15862/31PVN614
Киселева А.В. Арт-технологии как инновационный подход к самостоятельной работе студентов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 10 (64). Ч. 1. C. 190-193. ISSN 1997-2911. URL: www.gramota.net/materials/2/2016/10-1/
Неретина Т.Г. Использование арт-педагогической технологии «Мое имя» в образовательной практике // ЦИТИСЭ. 2023. № 4 (38). С. 108–116.
Раменских Е.А. Специфика творческой деятельности студентов в классическом университете // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2011. С. 313- 318.
Раменских Е.А. Артпедагогика как платформа для развития творческих способностей студентов в образовательном пространстве вуза // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2011. С. 309-313.
Светоносова Л.Г. Арт-технологии как средство формирования педагогической культуры будущего учителя // Интернет-журнал «Мир науки». 2016. Т. 4. № 3. С. 11. URL: http://mir-nauki.com/PDF/48PDMN316.pdf
Холодова М.В. Арт-технологии в образовании: история, теория и практика // Педагог-исследователь: взгляд в будущее: электронное издание: материалы XII научно-практической конференции студентов и преподавателей (Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького. 2020. С.113-118.
Яцковская И.Ф., Бегидова С.Н. Средства артпедагогики как ресурсный потенциал в профилактике эмоционального выгорания обучающихся // Искусство и образование. 2023. № 4. С. 136–143.