Оценка роли эмоционального интеллекта в деятельности специалистов пожарной безопасности

Авторы

  • Марина Иосифовна Горбунова Академия Государственной противопожарной службы МЧС России

DOI:

https://doi.org/10.25726/n5287-6519-6596-m

Ключевые слова:

эмоциональный интеллект, пожарная безопасность, профессиональная подготовка, вузы, Российская Федерация

Аннотация

Сложившаяся в Российской Федерации система подготовки специалистов в области пожарной безопасности опирается преимущественно на технические и функциональные аспекты. Однако в современных условиях динамичных социальных и производственных процессов роль эмоционального интеллекта как фактора, влияющего на эффективность профессиональной деятельности, не может быть недооценена. В современном контексте повышения требований к профессиональной подготовке специалистов в области пожарной безопасности актуализируется проблема оценки не только технических навыков, но и психоэмоционального состояния. В рамках данной исследовательской работы проанализирована роль эмоционального интеллекта в деятельности специалистов вузов в области пожарной безопасности на территории Российской Федерации. В данной исследовательской работе проведен многомерный анализ, охватывающий аудиторию из 278 специалистов, представляющих 11 ведущих вузов Российской Федерации, специализирующихся на подготовке в данной сфере. Для сбора данных использованы стандартизированные психометрические инструменты, включая методики оценки уровня эмоционального интеллекта и профессиональной адекватности. Анализ полученных данных проведен с использованием современных статистических методов, включая кластерный анализ, метод главных компонент и нейросетевые алгоритмы. Выявленные корреляции подтверждают значимость эмоционального интеллекта как фактора, коррелирующего с показателями профессиональной эффективности с коэффициентом детерминации R²=0.52, при уровне значимости p <0.01.

Библиографические ссылки

Васягина Н. Н. Структурно-содержательный анализ профессионального самосознания и его динамика у курсантов государственной противопожарной службы МЧС России / Актуальные проблемы психологии образования: коллективная монография. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2015. 118-133 c. EDN VRAIRL.

Демченко О. Ю., Газизова Ю. С. Специфика профессионально важных качеств сотрудника ГПС МЧС России // Актуальные вопросы психологии в области человеческого фактора. Материалы второй международной науч.-практ. конф. Екатеринбург, 20-22 марта 2008 г. / ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т»; ГОУ ВПО «Урал. ин-т гос. противопож. службы». Екатеринбург. 2008. 264 с.

Журкин А. А. Использование технологий быстрого и полисенсорного представления обучающего материала в интеллектуальных образовательных программах // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2013. № 3 (27). URL: http://www.scientific-notes.ru/pdf/031-002.pdf

Каменских Н. А. Матрица синергии цифрового интеллекта 2020 // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 69-3. С. 84-89.

Новикова И. Ю. Синергетический подход в образовательном процессе // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2019. Т. 11. № 4. С. 61-66. DOI: 10.7442/2071-9620-2019-11-4-61-66.

Ратникова О. Д., Перегудова Н. В., Кононко П. П., Илларионова Н. М. Разработка новых научно-практических подходов к организации добровольческой (волонтёрской) деятельности в области пожарной безопасности // Актуальные вопросы пожарной безопасности. 2021. № 2 (8). C. 47-53. DOI 10.37657/vniipo.avpb.2021.68.34.007. EDN SAIVHW.

Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание / Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2017. 287 с.

Савич И. И. Становление педагогического мастерства преподавателя как фактор, повышающий учебную мотивацию обучающихся // Правоохранительные органы: теория и практика. 2020. № 2 (39). С. 144-151.

Селезнев Ю. В. Профессионально важные психофизические качества пожарных // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2006. №3 (27). С. 41-44.

Уханова Ю. В., Косыгина К. Е., Леонидова Е. Э. Тенденции и барьеры развития добровольчества в городе Вологде // Социальное пространство. 2020. Т. 6. № 1. С. 2. DOI 10.15838/sa.2020.1.23.2. EDN NEUJTX.

Фролова Н. А. Психологические аспекты управления деятельностью волонтёров-спасателей в экстремальных и чрезвычайных ситуациях // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2021. Т. 10. № 1 (53). С. 195-198. DOI 10.46548/21vek-2021-1053-0036. EDN DJIFZZ.

Холодкова Т. Е. Анализ опыта привлечения граждан Российской Федерации к участию в добровольческой (волонтёрской) деятельности // Пожарная и техносферная безопасность: проблемы и пути совершенствования. 2020. № 3 (7). С. 525-531. EDN KFYUNV.

Ценарева А. А. Ресурсный центр по подготовке добровольцев ЧС. Зачем он нужен Республике? // Проблемы обеспечения безопасности (Безопасность 2020): материалы II Международной научно-практической конференции (Уфа, 08 апреля 2020 г.). Уфа: Уфимский государственный авиационный технический университет. 2020. С. 277-278. EDN JTJMON.

Чернышева Е. В., Рябова М. Г., Степанов Р. И., Распопин Е. В., Шаламов В. В., Отраднова А. С., Савич И. И. Психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел. Учебник / Екатеринбург. Уральский юридический институт МВД России, 2017. 154 с.

Чипурная П. В., Кузнецова Е. А. Особенности ценностно-смысловой сферы добровольцев поисково-спасательных отрядов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2021. Т. 11 № 1. С. 103-117. DOI 10.21638/spbu16.2021.107. EDN QXVGXI.

Ясинский И. Ф., Гвоздева Т. В., Тютиков В. В., Половинкина Н. Ю. О создании нейросетевой гибридной системы для профессионального ориентирования студентов // Вестник Череповецкого государственного университета. 2021. № 5 (104). С. 59-71.

Загрузки

Опубликован

2023-10-30

Как цитировать

1.
Горбунова МИ. Оценка роли эмоционального интеллекта в деятельности специалистов пожарной безопасности. УО [Интернет]. 30 октябрь 2023 г. [цитируется по 21 ноябрь 2024 г.];13(10-2):261-7. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1128

Выпуск

Раздел

НОВЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДАГОГИКЕ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)