Психологические аспекты обучения детей игре на фортепиано: особенности мотивации и саморегуляции
DOI:
https://doi.org/10.25726/s4086-4876-4533-kКлючевые слова:
мотивация, саморегуляция, фортепиано, музыкальное образование, педагогика, детская психология, РоссияАннотация
Эволюция образовательного процесса непрерывно коррелирует с динамикой культурных и технологических переходов, а также со спецификой современных учащихся. В контексте музыкальной педагогики освоение артезианских глубин игры на фортепиано представляет собой одну из наиболее многогранных и интригующих задач. Фортепиано, интегрирующее в себя генезис и панораму музыкальных компетенций и тесно связанное с российским академическим контекстом, требует не только музыкальной эрудиции и технической осведомленности. Мастерство игры на этом инструменте катализирует развитие саморегуляции, интринсической мотивации и эмоциональной сферы учащегося. Его психологическая ценность превращает фортепиано из простого исполнительского средства в мощный инструментарий личностной трансформации. Музыкальная педагогика в России уходиткорнями в глубокие исторические слои, соединяя учения Николая Зарецкого и вклад современных педагогов. Этот процесс является мозаикой культурных, педагогических и психологических тенденций. Но социокультурные метаморфозы, а также интеграция цифровых решений и глобализация образовательного ландшафта вносят свои нюансы, которые ставят перед педагогами и учащимися постоянные вызовы, предполагая коррекцию применяемых методик. Психологическая динамика обучения игре на фортепиано имеет ключевое значение. Экстернальные и интернальные стимулы диктуют темп и направление мотивационного потока, который критичен для навыкового и когнитивного развития. Студенты, активно практикующие саморегуляцию, обладают компетентностью в организации своего образовательного процесса, его трансформации и рефлексивной оценке. Эта динамика не только катализирует процесс обучения, но и выступает в роли краеугольного камня для доминирования в музыкальном искусстве игры на фортепиано. В эпицентре этой многомерной исследовательской триады лежит анализ психологических механизмов обучения детей игре на фортепиано в российском контексте. Основной вектор данного исследования нацелен на глубокое осмысление механизмов мотивации и саморегуляции в соотношении с актуальными методическими подходами и вызовами.
Библиографические ссылки
Аврамкова И.С. Игровые технологии и их роль в развитии творческого потенциала учащихся в процессе музыкальной деятельности // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2019. №193. С. 7-15.
Аврамкова И.С. Игровые технологии и их роль в развитии творческого потенциала учащихся в процессе музыкальной деятельности // Москва, 2019. №193. С. 7-15.
Айзенштадт С. Обучение китайских студентов в классе специального фортепиано. Из опыта Дальневосточного государственного института искусств // Манускрипт. Тамбов. Грамота, 2019. Т. 12. Вып. 11. C. 239-244.
Выготский Л.С. Восприятие и его развитие в детском возрасте // Психология развития человека. М.: Смысл; Эксмо, 2005. С. 5б4-581.
Дин И. Система фортепианного образования в современном Китае: структура, стратегия развития, национальный репертуар: дис. канд. искусств. СПб., 2021. 217 с.
Зайцева М.Л. «Прикоснуться к искусству»: значение тактильных ощущений в процессах художественного творчества и эстетического восприятия // Вопросы музыкальной синестетики: история, теория, практика: сборник научных статей. Вып. 2. Новосибирск: Новосибирская государственная консерватория им. М.И. Глинки, 2018. С. 28-34.
Зимняя И.А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании. Ученые записки национального общества прикладной лингвистики. 2013; № 4: 16-31.
Климай Е.В. Роль активного осязания в работе пианиста. Bulletin of the International Centre of Art and Education. 2020. № 4. С. 1-11.URL: http://www.art-in-school.ru/bul/index.php?page=202004
Коляденко Н.П. О синестетичности мышления музыкантов (на материале анкеты «цветного слуха») // Вопросы музыкальной синестетики: история, теория, практика: сборник научных статей. Вып. 2. Новосибирск: Новосибирская государственная консерватория им. М.И. Глинки, 2018. С. 40-51.
Корина В.С. Специфика профессионального музыкального мышления пианиста в контексте современной методологии, теории и практики. Искусство и образование. 2018. №5 (115). С. 108-114.
Лысенко С.Ю. «Певучая» манера игры на фортепиано как тембральная иллюзия: синестетический аспект // Вестник музыкальной науки. 2019. № 1 (23). С. 62-69. https://doi.org/10.24411/2308-1031-2019-00009
Майковская Л.С., Черватюк П.А., Мансурова А.П. К вопросу о современном понятийно-категориальном аппарате теории и методологии высшего образования: компетенции и квалификации. Теория и методика профессионального образования в социально-культурной и музыкально-педагогической деятельности. Москва, 2018. 99 – 105 с.
Мезенцева С.В. Восток-Запад: межкультурные коммуникации в образовательном пространстве творческих вузов. Мир науки, культуры, образования. 2017. №6 (67). 339-341 с.
Петров В.О. О программности эпиграфов в инструментальных партитурах // Проблемы художественного творчества: сб. науч. мат-лов. Саратов: Изд-во Саратовская государственная консерватория (академия) имени Л.В. Собинова, 2013.
Сюй Бо. Китайские пианисты на рубеже ХХ-ХХI веков: исполнительские достижения и система обучения. Южно-Российский музыкальный альманах. 2011. №1. 59-68 с.
Шефова Е.А. Система поэтических ремарок в детских фортепианных альбомах Сергея Эдуардовича Борт-кевича // Таврический научный обозреватель. Симферополь, 2016. № 1 (6). Ч. 1. С. 109-113.