Структура фортепианной партии при обучении в любительских постановках

Авторы

  • Цзяо Цунхао Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, музыки, театра и хореографии института

DOI:

https://doi.org/10.25726/g5244-1439-9013-z

Ключевые слова:

фортепианная партия, аматорское исполнительство, музыкальная педагогика, структурный анализ, Российская Федерация, музыкальные фразы, длительность, сложность, коэффициент вариабельности, темп, динамика, исполнительские приемы

Аннотация

В современной Российской Федерации аматорское фортепианное исполнительство стало предметом все возрастающего внимания со стороны как педагогов, так и исследователей. Однако, существующие методики обучения часто не уделяют должного внимания структурному анализу фортепианной партии. Данный фактор выступает как одно из препятствий для повышения эффективности обучения. Согласно статистическим данным Росстата, на 2020 год в России функционировало более 1 300 детских музыкальных школ, в которых обучалось около 450 000 учеников. Из этого количества примерно 37,5% (168 750 учеников) изучали фортепиано. Учитывая, что средний коэффициент успешности завершения курса обучения составляет около 60%, возникает неотложная потребность в оптимизации существующих методик. Исследование посвящено анализу структуры фортепианной партии в контексте обучения аматорскому исполнительству в Российской Федерации. В ходе мультидисциплинарного исследования, в котором применялись методы музыкальной аналитики, педагогической диагностики и статистической обработки данных, было выявлено несколько ключевых параметров, определяющих эффективность обучения. Эти параметры включают в себя наличие музыкальных фраз, их длительность и сложность, коэффициенты вариабельности темпа и динамики, а также применение специфических исполнительских приемов. В статье подробно рассмотрены казуистические примеры, иллюстрирующие влияние этих параметров на качество обучения. Данное исследование направлено на формирование эффективных методик обучения и может быть применено в учебных заведениях различного уровня, от детских музыкальных школ до высших учебных заведений.

Библиографические ссылки

Анализ «Capriccio» для двух фортепиано, ор. 6 осуществляется по изданию: Сибирский альбом: Сб. фортепиан. пьес сиб. композиторов: Учеб.-метод. пособие. Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки, 2021. 107-131 с.

Андросова Д.В., Маркова Е.Н. Об актуальной коррекции смысла Первого фортепианного концерта А. Глазунова // European Journal of Arts. 2020. № 2. С. 79-84.

Зайцева М. Особенности музыкального мышления Иоганнеса Брамса // Международный электронный научный журнал. 2016. Т. 2. № 9. С. 11.

Ивачева Д.А. Театральность в фортепианном искусстве // Вестник музыкальной науки. 2019. № 4 (26). С. 30-35.

Лебедева М.А., Попляновой Е.М. Тембровые особенности «Сонаты с двух нот» для домры и фортепиано // Вестник ЮУрГУ. Серия «Социально-гуманитарные науки». 2023. Т. 23. № 1. С. 48-55. DOI: 10.14529/ssh230106

Лимитовская А.В. Роль тембра в детском слуховом восприятии отображённого инструментальной музыкой окружающего мира: дисс. к. иск. Магнитогорск: МаГК, 2019. С. 187.

Логинова М., Никулин Г.: Все возникает из какого-то импульса, порой самого непонятного // Новая Сибирь. 2021. 28 нояб. URL: https://newsib.net/kultura/gleb-nikulin-vsyo-voznikaet-iz-kakogo-to-impulsa-poroj-samogo-neponyatnogo.html?amp

Лысенко С.Ю. Об интеграции методологических подходов в изучении музыкально-хореографического синтеза: музыкальная синестетика и музыкальная семантика // Полилог и синтез искусств: история и современность, теория и практика: материалы III Международной научной конференции. Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова; Голландский институт в Санкт-Петербурге; под ред. Н.А. Николаевой, С.В. Конанчук. СПб.: РХГА, 2020.

Мильштейн Я. «Константин Николаевич Игумнов». М.: Музыка, 1975. 471 с.

Митекина А.М. Сравнение специфики деятельности пианиста-концертмейстера и пианиста - участника камерного ансамбля // Вестник ТвГУ. 2017. Вып. 2.

Петров В.О. Бытование фортепианного дуэта в XX веке: основные признаки жанра // Музыка и время. 2020. №8. С. 3-9.

Петров В.О. Фортепианный дуэт XX века: к проблеме эволюции жанра // PHILHARMONICA. International Music Journal. 2020. № 5. С. 72-85.

Семаков С.В., Семакова И.Б. Домра в России: из истории становления и развития музыкального инструмента. Петрозаводск, 2022. 470 с.

Цыбикова-Данзын И.А. Фольклорный тематизм в вариационных циклах композиторов Бурятии // Исторические, философские, политические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. С. 186-190.

Чэнь Шуюнь. Фортепианное творчество китайских композиторов XX - начала XXI века: основные стилевые направления: дисс. к. иск. Н. Новгород, 2020.

Юдин А.Н. Актуальные вопросы подготовки пианистов к концертмейстерской деятельности // Вестн. каф. ЮНЕСКО. Музыкальное искусство и образование. 2016. № 4. С. 103-112.

Яо Вэньцзяо. Любительское музицирование как этап допрофессионального освоения фортепианного искусства в Китайской Народной Республике: автореф. дисс. к. пед. н. СПб., 2022.

Загрузки

Опубликован

2023-10-15

Как цитировать

1.
Цунхао Ц. Структура фортепианной партии при обучении в любительских постановках. УО [Интернет]. 15 октябрь 2023 г. [цитируется по 1 июль 2024 г.];13(10-1):162-9. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1089

Выпуск

Раздел

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ОБРАЗОВАНИЯ