Кодификатор как инструментальная основа разработки заданий по формированию читательской грамотности на уроках литературного чтения
DOI:
https://doi.org/10.25726/e7174-9503-7495-uКлючевые слова:
функциональная грамотность, читательская грамотность, кодификатор, читательские умения, литературное чтение, учебное задание, художественный текстАннотация
В статье транслируется результат участия педагогов МАОУ СОШ №11 г. Березники Пермского края в инновационной деятельности по разработке заданий, используемых на уроках литературного чтения для формирования читательской грамотности младших школьников. Данная инноватика была реализована под руководством автора статьи на условиях договора с ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет» в 2022 году. Разработанный педагогами инновационный продукт представляет собой кодификатор, содержащий перечень формируемых умений, входящих в состав читательской грамотности, и формулировки типовых заданий к текстам художественных произведений. С одной стороны, этот инструмент позволяет исключить случайный подбор заданий учителем при анализе художественного текста, с другой - используя кодификатор умений, учитель начальных классов может составить комплекс заданий на формирование читательской грамотности младшего школьника к любому художественному произведению, изучаемому в курсе «Литературного чтения»,. В тексте статьи приведены примеры разработанных с опорой на данный кодификатор заданий. В данный период проводится апробация разработанных заданий в образовательной практике.
Библиографические ссылки
Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/ (дата обращения:14.01.2023).
Внедрение функциональной грамотности: региональный опыт: сборник научных трудов / под ред. Ковалевой Г.С. М: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. 319 с.
Сравнительный анализ имеющихся в отечественной и зарубежной науке и практике подходов, программ и методик формирования функциональной грамотности, соотнесения их с возрастными возможностями младших школьников: монография / под общей ред. Худяковой М.А.; научн. ред. Безукладников К.Э., Захарова В.А. Перм. гос. Гуманит. пед. ун-т. Пермь, 2021.
Виноградова Н.Ф., Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя. М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. 288 с.
Кузнецова М.И. Международное сравнительное исследование PIRLS: возможности использования результатов для совершенствования читательской грамотности российских младших школьников // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 1, № 2 (66). С. 18–28.
Словарь терминов ЕГЭ. URL: http://www.ege46.ru/dlya-vypusknikov-oge/slovar-terminov-gia-9.html (дата обращения:14.01.2023).
Федеральная рабочая программа начального общего образования «Литературное чтение». URL: https://edsoo.ru/Federalnaya_rabochaya_programma_nachalnogo_obschego_obrazovaniya_predmeta_Literaturnoe_chtenie_.htm (дата обращения: 07.05.2023).
Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2 ч. / Климанова Л.Ф., В.Г. Горецкий, В.Г. Голованова и др. М.: Просвещение, 2014.
Методические рекомендации по использованию в учебном процессе банка заданий для оценки читательской грамотности обучающихся / под ред. Г.С. Ковалевой, Л.А. Рябининой. М.: 2021. 124 с.
Методические рекомендации по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся: сборник методических рекомендаций / Авт.-сост. Окунева С.А., Ряттель А.В. Киров: КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области», 2022. 135 с.