Проектирование заданий по формированию естественнонаучной грамотности младших школьников на предметном содержании курса «Окружающий мир»

Авторы

  • Светлана Валерьевна Косикова Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет

DOI:

https://doi.org/10.25726/u6785-3167-1230-u

Ключевые слова:

естественнонаучная грамотность, кодификатор, умения, окружающий мир, учебное задание, предметное содержание

Аннотация

Статья подготовлена в рамках государственного задания на научные исследования по заказу Министерства просвещения Российской Федерации «Условия развития функциональной грамотности среди обучающихся в рамках реализации образовательных программ начального общего образования» (номер KPZU-2021-003). В статье представлен кодификатор, содержащий перечень формируемых умений, входящих в состав естественнонаучной грамотности, и представлены типовые задания к предметному содержанию курса «Окружающий мир». С одной стороны, кодификатор как инструмент, задающий перечень входящих в состав естественнонаучной грамотности умений, позволяет учителю начальных классов выстроить процесс формирования данного образовательного результата на уроках окружающего мира, с другой - используя кодификатор, педагог способен разработать комплекс заданий (включающий задания всех уровней сформированности) на формирование естественнонаучной грамотности к любому предметному содержанию, изучаемому в курсе «Окружающий мир». В тексте статьи приведены примеры разработанных с опорой на данный кодификатор заданий. В данный период проводится апробация разработанных заданий в образовательной практике. В результате проделанной работы были сделаны выводы о том, что естественнонаучная грамотность младшего школьника рассматривается как составляющая функциональной грамотности. Умения, характеризующие естественнонаучную грамотность, представленные в материалах PISA, частично соотносятся с планируемыми предметными результатами учебного предмета «Окружающий мир». Программное содержание учебников по окружающему миру для четвероклассников позволяет формировать большинство умений, входящих в состав естественнонаучной грамотности. Кодификатор естественнонаучной грамотности позволяет учителю разработать комплекс заданий на формирование грамотности младшего школьника в обозначенной области.

Библиографические ссылки

Бушкова Л. С. Формирование естественнонаучной грамотности младших школьников на уроках окружающего мира // Образование в Кировской области. 2022. № 4 (64). С. 79-83.

Внедрение функциональной грамотности: региональный опыт: сборник научных трудов / под ред. Г. С. Ковалевой. М: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. 319 с.

Высоцкая Е. В., Янишевская М. А. Оценка естественнонаучной грамотности младших подростков // Физика в школе. 2020. № S2. С. 119-123.

Гурбанов Ш. Естественнонаучная грамотность как составляющая функциональной грамотности // Студент года 2023. Сборник статей Международного учебно-исследовательского конкурса. Петрозаводск. 2023. С. 418-422.

Мордвинцева А.М., Берсенева И.А. Естественнонаучная грамотность как вид функциональной грамотности // Научный аспект, 2022. Т. 5. № 5. С. 646-649.

Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник. 4 класс. В 2 ч. / М.: Просвещение, 2021. 320 с.

Словарь терминов ЕГЭ. URL: http://www.ege46.ru/dlya-vypusknikov-oge/slovar-terminov-gia-9.html.

Сорокина Л. В., Канаткина М. Л. Методика развития предметных компонентов естественнонаучной грамотности // Вестник ТОГИРРО. 2020. № 1 (44). С. 56-57.

Федеральная рабочая программа начального общего образования предмета «Окружающий мир» / ФГБНУ «Институт стратегии развития образования». М. 2002. 54 с.

Загрузки

Опубликован

2023-10-30

Как цитировать

1.
Косикова СВ. Проектирование заданий по формированию естественнонаучной грамотности младших школьников на предметном содержании курса «Окружающий мир». УО [Интернет]. 30 октябрь 2023 г. [цитируется по 30 июнь 2024 г.];13(10-2):156-64. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1118

Выпуск

Раздел

ИНКЛЮЗИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА