Межкультурная коммуникация будущих преподавателей иностранного языка: сущностные характеристики
DOI:
https://doi.org/10.25726/q4134-1151-8994-kКлючевые слова:
взаимодействие, коммуникация, язык, культура, диалог культур, межкультурная коммуникацияАннотация
Статья посвящена проблеме развития межкультурной коммуникации в процессе подготовки будущих преподавателей иностранного языка. В работу включен теоретический анализ понятия "межкультурная коммуникация", а также сопряженных с ним понятий: культура, язык и коммуникация. Сформулированы определяющие задачи межкультурной коммуникации в контексте профессиональной подготовки специалистов в области преподавания иностранного языка, а также их влияние на развитие современного российского педагогического образования. Межкультурная коммуникация является ключевым аспектом для будущих преподавателей иностранного языка, поскольку она способствует эффективному взаимодействию с учениками из различных культурных сред. Данная статья исследует сущностные характеристики межкультурной коммуникации, необходимые для развития компетентности преподавателей иностранного языка. Вначале авторы предоставляют определение межкультурной коммуникации и обосновывают ее значимость в контексте образования. Затем рассматриваются ключевые характеристики, включающие культурную осведомленность, межкультурную чувствительность, навыки адаптации и гибкость мышления. Авторы обращают внимание на важность осознания культурных различий, умения слушать и понимать другие культуры, а также способности приспосабливаться к изменяющейся коммуникативной среде. Далее статья предлагает методы и практики, которые могут помочь будущим преподавателям развивать свои навыки межкультурной коммуникации. Это включает обучение и тренинги, проведение межкультурных проектов и сотрудничество с преподавателями из других стран. Авторы также подчеркивают важность самоанализа и рефлексии, чтобы студенты-будущие преподаватели могли осознавать свои сильные и слабые стороны в межкультурной коммуникации и улучшать их. В заключение, статья подчеркивает, что развитие межкультурной коммуникации является неотъемлемой частью подготовки преподавателей иностранного языка. Понимание и усвоение сущностных характеристик межкультурной коммуникации позволяют преподавателям создавать благоприятную и продуктивную обучающую среду для своих студентов и успешно взаимодействовать с ними в межкультурном контексте.
Библиографические ссылки
Актуальные проблемы межкультурной коммуникации: Сб. науч. тр./Отв. ред. Халеева И.И. М.: МГЛУ, 1999. 199с.
Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: учебник для вузов; под ред. А.П. Садохина. М.: Юнити ДАНА, 2002. 252 с.
Культуроведческие аспекты языкового образования: Сб. науч. тр./Научноисследовательский центр «Еврошкола»; под ред. В.В. Сафоновой. М.: НИИ «Еврошкола», 1998. 165с.
Тарасов Е.Ф. Межкультурное общение - новая этнология анализа языкового сознания//Этнокультурная специфика языкового сознания. Сб. статей / отв. ред. Н.В. Уфимцева. М., 1996. 227с.
Тарасов Е.Ф. Сб. Языковое сознание: формирование и функционирование. Сб. статей / отв. ред. Н. В. Уфимцева. М., Изд. 2-е. 2000. 256с.
Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация: (учеб. пособие) М.: Слово/Slovo, 2000. 624с.
Тонких А.П., Чижевская И.Н., Чижевский А.Е. Организационно-педагогические условия формирования кросс-культурной коммуникации у будущих учителей в процессе профессиональной подготовки // Управление образованием: теория и практика. 2022. № 6(52). С. 270-286.
Фурманова В.П. Межкультурная коммуникация и культурно-языковая прагматика в теории и практике преподавания иностранных языков: Докт. дисс. М., 1994. 412с.
Hall E.T., Hall E. How Cultures Collide / Hall E.T., Hall E. // G.R. Weaver (ed.) Culture, Communication and Conflict: readings in intercultural relations. Needham Heights, M.A.: Simon and Schuster Publishing, 1998. - 9-16.