Роль инновационных методов преподавания в формировании критического мышления у студентов высших учебных заведений

Авторы

  • Виталий Павлович Черкес Тихоокеанский государственный университет

Ключевые слова:

инновационные методы преподавания, критическое мышление, высшее образование, образовательные технологии, педагогический эксперимент, кейс-метод, ТРИЗ.

Аннотация

Актуальность инновационных методов преподавания в формировании критического мышления у студентов вузов обусловлена необходимостью подготовки специалистов, способных эффективно решать нестандартные задачи в условиях динамично меняющегося мира. Несмотря на значительное число исследований по данной проблематике, многие вопросы остаются дискуссионными. Цель работы – выявить роль инновационных педагогических технологий в развитии критического мышления студентов. Задачи: 1) проанализировать современное состояние проблемы в научной литературе; 2) обосновать преимущества инновационных методов; 3) экспериментально доказать их эффективность. Методы. Использован комплекс взаимодополняющих методов: теоретический анализ литературы, моделирование образовательного процесса, педагогический эксперимент, тестирование, статистическая обработка данных. Экспериментальная работа проведена на репрезентативной выборке студентов (n=120). Обоснованность и достоверность результатов обеспечены методологически, использованием валидного инструментария, адекватностью методов целям и задачам. Установлено, что: 1) инновационные методы значимо эффективнее традиционных в развитии критического мышления (p<0.01); 2) наибольший эффект достигается при системном применении кейс-метода, ТРИЗ, методов развития творческого мышления; 3) эффективность инновационных технологий опосредована профессионализмом преподавателя и мотивацией студентов. Обсуждение. Полученные результаты вносят вклад в развитие теории и методики профессионального образования. Доказана приоритетная роль инновационных методов в формировании ключевой компетенции будущих специалистов - критического мышления. Практическая значимость состоит в возможности использовать апробированный комплекс методов в образовательной практике вузов. Перспективы исследования связаны с изучением индивидуально-психологических факторов эффективности инновационных технологий.

Библиографические ссылки

Cline А. What is open mindedness in critical thinking? // Learn Religions. 2018.

Halvorsen А. Incorporating Critical Thinking Skills Development into ESL/EFL Courses / Halvorsen Andy // The Internet TESL journal. 2005. Vol. XI. № 3.

Sanderson, C. Using debates to develop and assess critical reasoning abilities / C. Sanderson // Assessment, teaching & learning journal (Leeds Met). 2007. № 2. С. 23-25.

Волков Е.Н. Научение научному (критическому) мышлению и визуальная объективизация знаний: содержание, практика, инструменты. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2016. № 2(42). pp. 199-203.

Воробьева Е.П. Профессиональное образование в современной системе образования РФ: проблемы и перспективы. // Информационные технологии в образовании и науке. 2021. № 5. С. 33-38.

Вранчан Е.В. Курс «Логика и критическое мышление» как инструмент формирования гибких навыков (soft skills) у студентов вуза // Проблемы современного образования. 2023. № 1. С. 31-41.

Гасанова Д.И. Рефлексивные технологии преподавания дисциплин психолого-педагогического цикла // Известия ДГПУ. «Психолого-педагогические науки». Т. 4. Махачкала: ДГПУ, 2017.

Елина М.Г., Шамрай Б.И. Состояние правового образования в России: анализ и проблемы. // Вестник Южного федерального университета. Сер.: Юриспруденция. 2022. Т. 17. № 3. С. 442-450.

Ильин А.И. Современные тенденции и актуальные проблемы преподавания права в общем и профессиональном образовании. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2020. Т. 15. № 1. С. 37-43.

Камшайкина Г.В. Проблемы и перспективы преподавания правовых дисциплин в России. // Проблемы правового образования. 2022. № 4. С. 27-30.

Кашапов М.М., Пошехонова Ю.В., Кашапов А.С. Инновационные образовательные технологии: учебн. Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова. Ярославль, 2021.

Лебедев И.В. Анализ проблемы преподавания права в контексте современных требований образования // Известия вузов. Правоведение. 2016. Т. 3. С. 33-39

Мусина-Мазнова Г.Х., Сколота З.Н. Технология развития критического мышления в формировании профессиональных компетенций студентов // Интернет-журнал «Мир науки». 2018. № 6.

Расходова И.А. Критическое мышление как необходимое условие развития современной личности студента // Андреевские чтения: современные концепции и технологии творческого саморазвития личности: мат. Всерос. науч.-прак. конф. с междунар. уч. Казань, 2019. С. 206-210.

Туйчиева О.С. Методика преподавания латинского языка в медицинских высших учебных заведениях // Молодой ученый. 2021. № 1(343). С. 66-67.

Туласынова, Н.Ю. Развитие критического мышления студентов в процессе обучения иностранному языку: автореф. дис. ... канд. пед. Наук: 13.00.01. Туласынова Надежда Юрьевна. Якутск, 2010. 22 с.

Хабарова Т.С., Садова В.А. Технология развития критического мышления в формировании информационно-познавательной самостоятельности студентов вуза // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 1.

Загрузки

Опубликован

2024-06-15

Как цитировать

1.
Черкес ВП. Роль инновационных методов преподавания в формировании критического мышления у студентов высших учебных заведений. УО [Интернет]. 15 июнь 2024 г. [цитируется по 21 ноябрь 2024 г.];14(7-1):129-38. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1673

Выпуск

Раздел

ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА