Организационная модель развития когнитивных способностей обучающихся

Авторы

  • Валерия Дмитриевна Кетова Пермский государственный национальный исследовательский университет
  • Ирина Дмитриевна Столбова Пермский национальный исследовательский политехнический университет

DOI:

https://doi.org/10.25726/t9659-6814-4735-q

Ключевые слова:

когнитивные способности, образовательная система, диаграмма Исикавы, образовательная среда, предметное обучение, механизмы инновационной деятельности

Аннотация

Современная система обучения ставит своей целью не только предметное обучение, но и метапредметное и личностное развитие обучающихся. Реализация федеральных государственных образовательных стандартов актуализирует проблему развития когнитивных способностей учащихся, как необходимое условие для формирования самоорганизующейся и саморазвивающейся личности. Но не все современные образовательные системы решают эту проблему соответствующим образом. Для создания образовательной системы, наилучшим образом способствующей развитию когнитивных способностей обучающихся, необходимо разработать ее структуру так, чтобы каждый элемент работал на достижение поставленной цели. Все элементы системы должны быть взаимосвязаны, чтобы, работая совместно, по принципу синергии на качественно новом уровне достигать поставленной цели. Для того чтобы описать структуру системы обучения, необходимо подобрать метод, который позволяет визуализировать разрабатываемую структуру и отражает причинно-следственные связи между элементами этой структуры. С помощью диаграммы Исикавы стало возможным визуализировать процесс развития когнитивных способностей. Благодаря предложенной визуализации, становится очевидной структура образовательной системы, нацеленной на развитие когнитивных способностей, выявлены формы организации предметного обучения, механизмы инновационной деятельности, конкретизирована необходимая образовательная среда. Отдельным компонентом в структуре образовательной системы выделены контрольные мероприятия, подчеркивается их значимость, а также необходимость коррекции всего образовательного процесса на основе их результатов.

Библиографические ссылки

Адам С. Использование результатов обучения // Болонский процесс: середина пути; под науч. ред. д-ра пед.наук, проф. В.И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский Новый Университет, 2005. С.45.

Азарова Р.Н., Золотарева Н.М., Соловьев В.П. Один из подходов к разработке требований к результатам освоения основных образовательных программ двухуровненой подготовки в области техники и технологии. // Казанский педагогический журнал «Высшее образование». № 3. 2009.

Аллахвердов М.В., Кулиева А.К. Новый взгляд на природу когнитивного ресурса. // Способности и ментальные ресурсы человека в мире глобальных перемен. М.: Институт психологии РАН, 2020. С. 28-36.

Алехин А.Н., Пульцина К.И. Влияние информационных технологий на когнитивное развитие детей: обзор современных исследований. // Психология человека в образовании. 2020. Т. 2. № 4. С. 366-371.

Анкинович Ю.Е. Диаграмма Исикавы – креативный метод ситуационного анализа // Менеджмент и маркетинг: опыт и проблемы: сборник научных трудов; под общ. ред. И.Л. Акулича. Минск: А.Н. Вараксин, 2020. С. 19-21.

Ахметова Л.В., Стась А.Н., Газизов Т.Т. Электронный мониторинг психологической структуры когнитивной сферы личности обучающихся. // Научно-педагогическое обозрение. 2021. №1(35). С. 111-121.

Балашова И.Ю. Онтологические модели в системе информатизации образования // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2015. №3(15). С. 120-127.

Биленко П.Н., Блинов В.И., Дулинов М.В., Есенина Е.Ю., Кондаков А.М., Сергеев И.С. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения; под науч. ред. В.И Блинова // Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ, 2020. 98 с.

Бильгаева Н.Ц., Чимитова Е.Г., Базаров Б.Д. Система знаний в предметной области «Образовательные технологии в профессиональной школе» / Сборник статей международной научно-методической конференции «Педагогические технологии для реализации современных образовательных стандартов». Улан-Удэ, 2021. С. 258-262.

Блинов В.И., Дулинов М.В., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Проект дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения // Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Федеральный институт развития образования, Научно-исследовательский центр профессионального образования и систем квалификаций. М.: Перо, 2019. 71 с.

Бочкарева Т.Н. Конструирование и реализация образовательных процессов: учеб.-метод. пособие // Елабужский институт Казанского федерального университета. Елабуга: Махачкала: Изд-во «Апробация», 2019. 336 с.

Гитман М.Б., Столбов В.Ю., Гитман Е.К. Перспективы внедрения дуальных программ в контексте Болонского процесса // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2006. № 8. С.36-41. 1.

Добровольская Т.А. Инструменты контроля качества: причинно-следственная диаграмма Исикавы: методические указания по выполнению лабораторных работ // Юго-Зап. гос. ун-т. Курск, 2020. 9 с.

Гитман Е.К., Гитман М.Б., Столбов В.Ю., Столбова И.Д. Разработка и использование ФОС в компетентностном формате для проведения промежуточной аттестации по учебной дисциплине // Высшее образование в России. 2016. № 8-9. С. 74-83.

Долятовский В.А., Гамалей Я.В. Онтологический подход к процессам и системам обучения и образования // Образовательные технологии. 2018. № 3. С. 76-106.

Загорулько Ю.А., Боровикова О.И. Проблемы построения онтологий научных предметных областей на основе паттернов онтологического проектирования // Труды Седьмой Всероссийской научной конференции с международным участием «Информационные технологии и системы». 2019. С. 157-161.

Каплунович И.Я., Каплунович С.М. Развитие когнитивных способностей учащихся посредством имплицитной помощи // Гуманитарные науки. 2020. №3(51). C. 154-159.

Кетова В.Д. Использование онтологического подхода в образовательных системах. // Проблемы информатики в образовании, управлении, экономике и технике. Сб. ст. XXII Междунар. Науч.- пед. конф. Пенза: Приволжский Дом знаний, 2022. С 302-309.

Кетова В.Д. Развитие когнитивных способностей, обучающихся учителем информатики // Рождественские чтения: мат. ХXV Межрег. науч.-метод. конф. по вопросам образования в области математики, информатики и ИКТ. Пермь, 2022.

Кузьмич В.В. Причинно-следственные диаграммы в учебном процессе // «Высшая школа». Минск, 2014. № 3.

Максимов Н.В., Лебедев А.А. Онтологическая система «Знание-деятельность» // Онтология проектирования, 2021. Т. 11. № 2(40). С. 185-211.

Меркулов И.П. Когнитивные способности. М.: Ин-т философии РАН, 2005. 182 с.

Общие принципы организации среды. Департамент образования и науки г. Москвы. 2021. 131 с.

Столбова И.Д., Александрова Е.П., Крайнова М.Н. Модульная технология управления предметной подготовкой студентов // Университетское управление: практика и анализ. 2012. № 5(81). С. 88-95.

Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».

Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.09.2017 № 929 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 09.03.01 Информатика и вычислительная техника».

Резапкина Г.В. Комплексная диагностика общих способностей подростков в условиях профильного обучения. // Журнал «Школьный психолог». М.: ИД «Первое сентября», 2019. №11-13.

Загрузки

Опубликован

2024-01-30

Как цитировать

1.
Кетова ВД, Столбова ИД. Организационная модель развития когнитивных способностей обучающихся. УО [Интернет]. 30 январь 2024 г. [цитируется по 1 июль 2024 г.];14(1-2):106-1. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1298

Выпуск

Раздел

DATA SCIENCE В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОСТРАНСТВОМ