Organization model of the development of cognitive abilities of students

Authors

  • Valeria D. Ketova Perm State University
  • Irina D. Stolbova Perm National Research Polytechnic University

DOI:

https://doi.org/10.25726/t9659-6814-4735-q

Keywords:

cognitive abilities, educational system, Ishikawa diagram, educational environment, subject learning, mechanisms of innovation activity

Abstract

The modern system of education aims not only at subject-based learning, but also at meta-subject and personal development of students. The implementation of federal state educational standards actualizes the problem of the development of cognitive abilities of students as a necessary condition for the formation of a self-organizing and self-developing personality. But not all modern educational systems solve this problem appropriately. To create an educational system that best contributes to the development of cognitive abilities of students, it is necessary to develop its structure so that each element works to achieve the goal. All elements of the system must be interconnected in order to work together on the principle of synergy to achieve the goal at a qualitatively new level. In order to describe the structure of the learning system, it is necessary to choose a method that allows you to visualize the structure being developed and reflects the cause-and-effect relationships between the elements of this structure. With the help of the Ishikawa diagram, it became possible to visualize the process of developing cognitive abilities. Thanks to the proposed visualization, the structure of the educational system aimed at the development of cognitive abilities becomes obvious, the forms of organization of subject learning, mechanisms of innovation activity are revealed, the necessary educational environment is specified. Control measures are highlighted as a separate component in the structure of the educational system, their importance is emphasized, as well as the need to correct the entire educational process based on their results.

References

Адам С. Использование результатов обучения // Болонский процесс: середина пути; под науч. ред. д-ра пед.наук, проф. В.И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский Новый Университет, 2005. С.45.

Азарова Р.Н., Золотарева Н.М., Соловьев В.П. Один из подходов к разработке требований к результатам освоения основных образовательных программ двухуровненой подготовки в области техники и технологии. // Казанский педагогический журнал «Высшее образование». № 3. 2009.

Аллахвердов М.В., Кулиева А.К. Новый взгляд на природу когнитивного ресурса. // Способности и ментальные ресурсы человека в мире глобальных перемен. М.: Институт психологии РАН, 2020. С. 28-36.

Алехин А.Н., Пульцина К.И. Влияние информационных технологий на когнитивное развитие детей: обзор современных исследований. // Психология человека в образовании. 2020. Т. 2. № 4. С. 366-371.

Анкинович Ю.Е. Диаграмма Исикавы – креативный метод ситуационного анализа // Менеджмент и маркетинг: опыт и проблемы: сборник научных трудов; под общ. ред. И.Л. Акулича. Минск: А.Н. Вараксин, 2020. С. 19-21.

Ахметова Л.В., Стась А.Н., Газизов Т.Т. Электронный мониторинг психологической структуры когнитивной сферы личности обучающихся. // Научно-педагогическое обозрение. 2021. №1(35). С. 111-121.

Балашова И.Ю. Онтологические модели в системе информатизации образования // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2015. №3(15). С. 120-127.

Биленко П.Н., Блинов В.И., Дулинов М.В., Есенина Е.Ю., Кондаков А.М., Сергеев И.С. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения; под науч. ред. В.И Блинова // Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ, 2020. 98 с.

Бильгаева Н.Ц., Чимитова Е.Г., Базаров Б.Д. Система знаний в предметной области «Образовательные технологии в профессиональной школе» / Сборник статей международной научно-методической конференции «Педагогические технологии для реализации современных образовательных стандартов». Улан-Удэ, 2021. С. 258-262.

Блинов В.И., Дулинов М.В., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Проект дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения // Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Федеральный институт развития образования, Научно-исследовательский центр профессионального образования и систем квалификаций. М.: Перо, 2019. 71 с.

Бочкарева Т.Н. Конструирование и реализация образовательных процессов: учеб.-метод. пособие // Елабужский институт Казанского федерального университета. Елабуга: Махачкала: Изд-во «Апробация», 2019. 336 с.

Гитман М.Б., Столбов В.Ю., Гитман Е.К. Перспективы внедрения дуальных программ в контексте Болонского процесса // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2006. № 8. С.36-41. 1.

Добровольская Т.А. Инструменты контроля качества: причинно-следственная диаграмма Исикавы: методические указания по выполнению лабораторных работ // Юго-Зап. гос. ун-т. Курск, 2020. 9 с.

Гитман Е.К., Гитман М.Б., Столбов В.Ю., Столбова И.Д. Разработка и использование ФОС в компетентностном формате для проведения промежуточной аттестации по учебной дисциплине // Высшее образование в России. 2016. № 8-9. С. 74-83.

Долятовский В.А., Гамалей Я.В. Онтологический подход к процессам и системам обучения и образования // Образовательные технологии. 2018. № 3. С. 76-106.

Загорулько Ю.А., Боровикова О.И. Проблемы построения онтологий научных предметных областей на основе паттернов онтологического проектирования // Труды Седьмой Всероссийской научной конференции с международным участием «Информационные технологии и системы». 2019. С. 157-161.

Каплунович И.Я., Каплунович С.М. Развитие когнитивных способностей учащихся посредством имплицитной помощи // Гуманитарные науки. 2020. №3(51). C. 154-159.

Кетова В.Д. Использование онтологического подхода в образовательных системах. // Проблемы информатики в образовании, управлении, экономике и технике. Сб. ст. XXII Междунар. Науч.- пед. конф. Пенза: Приволжский Дом знаний, 2022. С 302-309.

Кетова В.Д. Развитие когнитивных способностей, обучающихся учителем информатики // Рождественские чтения: мат. ХXV Межрег. науч.-метод. конф. по вопросам образования в области математики, информатики и ИКТ. Пермь, 2022.

Кузьмич В.В. Причинно-следственные диаграммы в учебном процессе // «Высшая школа». Минск, 2014. № 3.

Максимов Н.В., Лебедев А.А. Онтологическая система «Знание-деятельность» // Онтология проектирования, 2021. Т. 11. № 2(40). С. 185-211.

Меркулов И.П. Когнитивные способности. М.: Ин-т философии РАН, 2005. 182 с.

Общие принципы организации среды. Департамент образования и науки г. Москвы. 2021. 131 с.

Столбова И.Д., Александрова Е.П., Крайнова М.Н. Модульная технология управления предметной подготовкой студентов // Университетское управление: практика и анализ. 2012. № 5(81). С. 88-95.

Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».

Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.09.2017 № 929 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 09.03.01 Информатика и вычислительная техника».

Резапкина Г.В. Комплексная диагностика общих способностей подростков в условиях профильного обучения. // Журнал «Школьный психолог». М.: ИД «Первое сентября», 2019. №11-13.

Published

2024-01-30

How to Cite

1.
Кетова ВД, Столбова ИД. Organization model of the development of cognitive abilities of students. УО [Internet]. 2024Jan.30 [cited 2024Jul.1];14(1-2):106-1. Available from: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1298

Issue

Section

DATA SCIENCE IN THE MANAGEMENT OF EDUCATIONAL SPACE