Опыт декодировки чеховских символов через связь с фольклором при изучении пьесы «Вишневый сад» в колледже

Авторы

  • Ариадна Викторовна Александрова Московский финансово-промышленный университет «Синергия»

DOI:

https://doi.org/10.25726/e8941-7919-1340-j

Ключевые слова:

лекционное занятие, методика преподавания литературы, А.П. Чехов, Вишневый сад, фольклор, архетип, образ-символ

Аннотация

В данной статье автор рассматривает лекционное занятие по литературе для студентов колледжей. Литература является общеобразовательным предметом, при этом данная дисциплина способствует развитию аналитических способностей, формированию умения выстраивать логические цепочки, делать умозаключения. Лекции по литературе способствуют и повышению интереса обучающихся к русской культуре, расширяют межпредметные связи, способствуют воспитанию культурного патриотизма. В статье представлены методические рекомендации по проведению лекционного занятия по изучению пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад». Как показывает практический опыт, студентам часто сложно понять смысл финальной сцены произведения, когда Фирс оказывается забытым в пустом доме; вызывает затруднение объяснение интерпретации стука топора по дереву как чего-то зловещего. То, что это что-то зловещее, понимают все, но почему мы именно так расшифровываем этот звук, объяснит далеко не каждый. Есть в пьесе и образы-символы, которые литературоведы как-то обходят стороной, например, образ луны, ключи. «Вишневый сад» – это последняя, предсмертная пьеса А.П. Чехова, и он оставил для нас, потомков, произведение, наполненное смыслом, зашифрованным и закодированным в образах-символах, в звуках, в значимых ремарках. Чехов всегда рассчитывал на умного, вдумчивого читателя и не любил давать текст в открытом виде, побуждая читателя самостоятельно отыскивать смысловые ориентиры. Поэтому для студентов, имеющих не столь большой опыт чтения и понимания литературных произведений, пьеса «Вишневый сад» является сложной. Задача преподавателя – вручить обучающимся ключ для декодировки зашифрованных посылов. В качестве такого ключа предлагается использовать фольклор.

Библиографические ссылки

А.П. Чехов в воспоминаниях современников / Вступ. статья А. Туркова; (Лит. мемуары). Сост., подгот. текста и коммент. Н. Гитович. М.: Худож. лит., 1986. 735 с. С. 381

Афанасьев А.Н. Мифы, поверья и суеверия славян. Т. 1. М.: Эксмо; СПб.: Terra Fantastica. 2002. С. 800. С. 510.

Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л.: Наука, 1983. 191 с. С. 143

Виноградова Л.Н. Толковательные модели фольклорных образов и мотивов как прогностических знаков (на материале подблюдных песен) // Сборник научных статей «Всероссийский конгресс фольклористов». 2019. С. 166-177. Цит. по: Поэзия крестьянских праздников / ред. В. Г. Базанов; авт. вступ. ст., сост., примеч., подгот. текста И.И. Земцовский. Л., 1970. № 317. 222 с. (Библиотека поэта. Большая серия / осн. М. Горьким).

Завгородняя Г. Ю. Женские образы в рассказах А.П. Чехова: романтическая традиция и мифопоэтический аспект // Вестник славянских культур. 2022. Т. 66. С. 238-254.

Ларионова М.Ч. Звук лопнувшей струны в свете фольклора // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2009. № 2. С. 39-47.

Ларионова М.Ч. Пьеса А.П. Чехова «Чайка»: литературные вопросы и фольклорные ответы // Новый филологический вестник. 2018. № 2(45). С. 108-117.

Нимаева О.Э. Феномен архетипов и архетипических образов в традиционной культуре бурят // Вестник Бурятского государственного университета. Философия. 2013. № 6. С. 156-159.

Петрова М. Образ дома в фольклоре и мифе // Серия «Symposium», Эстетика сегодня: состояние, перспективы. Вып. 1 // Материалы научной конференции. 20-21 октября 1999 г. Тезисы докладов и выступлений. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургское философское общество, 1999. C. 59- 61.

Полная энциклопедия символов / Сост. В.М. Рошаль. М.: Эксмо; СПб.: Сова, 2003. 528 с. С. 121

Полонский В.В. Между традицией и модернизмом. Русская литература рубежа XIX–XX веков: история, поэтика, контекст. М.: ИМЛИ РАН, 2011. 472 с. С. 187.

Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1986. 365 с. С. 71

Славянские древности: Этнолингвистический словарь. В 5 т. / Под общей ред. Н.И. Толстого. М.: «Международные отношения», 1999. Т. 2: Д (Давать) – К (Крошки). 687 с. С. 422

Славянские древности: Этнолингвистический словарь. В 5 т. / Под общей ред. Н.И. Толстого. М.: «Международные отношения», 2009. Т. 4: П (Переправа через воду) – С (Сито). 656 с. С. 397.

Славянские древности: Этнолингвистический словарь. В 5 т. / Под общей ред. Н.И. Толстого. М.: «Международные отношения», 2012. Т. 5: С (Сказка) – Я (Ящерица). 736 с. С. 200.

Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М.: Эллис Лак, 1995. 416 с. С. 245- 246.

Тихонова Е.Л. Устные рассказы русских старожилов Бурятии о праздновании Рождества и Святок. // Вестник Бурятского государственного университета. Философия. 2017. № 3. С. 215-223

Чехов А.П. Пьесы / вступ. ст. В.А. Богданова. М.: Детская литература, 2020. 314 с. С. 179- 248.

Энциклопедия. Символы, знаки, эмблемы / Авт.-сост. В. Андреева др. М.: Астрель, АСТ, 2004. 556 с. С. 236.

Юнг К. Архетип и символ. М.: Renaissance, 1991. 304 с. С. 135.

Загрузки

Опубликован

2024-01-15

Как цитировать

1.
Александрова АВ. Опыт декодировки чеховских символов через связь с фольклором при изучении пьесы «Вишневый сад» в колледже. УО [Интернет]. 15 январь 2024 г. [цитируется по 1 июль 2024 г.];14(1-1):205-12. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1273

Выпуск

Раздел

НОВЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДАГОГИКЕ

Похожие статьи

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.