Медиативная компетентность будущего педагога как ценностный аспект бесконфликтной образовательной среды

Авторы

  • Наталья Сергеевна Подусова Сибирский федеральный университет

DOI:

https://doi.org/10.25726/y4844-8201-5789-m

Ключевые слова:

медиативная компетентность, педагог, бесконфликтная образовательная среда, медиация, конфликт, студент

Аннотация

В статье рассматривается вопрос о необходимости формирования медиативной компетентности студентов будущих педагогов как ценностного аспекта бесконфликтной образовательной среды и раскрытия личностного потенциала будущих педагогов. Медиативная компетентность рассмотрена как инструмент формирования и развития человеческого капитала и её формирование становится всё более актуальным и обсуждаемым в педагогической системе. Автор анализирует о связи педагогических ценностей и медиативной компетентности будущего педагога. Обосновывается необходимость формирования медиативной компетентности у студентов в рамках обучения в вузе, а не уже в процессе педагогической деятельности или по требованию образовательного учреждения. Медиативная компетентность является неотъемлемой частью профессиональной компетентности педагога. Для того чтобы сформировать такую компетентность у будущих педагогов, студентам педагогических специальностей необходимо приобрести знания и умения не только в педагогике и профессиональной дисциплине, но и в конфликтологии. Это предполагает наличие знаний и умений по разрешению конфликтных ситуаций, в том числе посредством медиации как одного из методов конструктивного урегулирования конфликтов. Будущему педагогу важно владеть такими навыками активного слушания, управления конфликтом, конфликтной ситуацией, эмоциями, помогать найти сторонам найти общее решение, управлять атмосферой и эмоциональным состоянием всех участников конфликта и т.п.

Библиографические ссылки

Болотова Ж.А., Кострикова Ю.В., Радченко Е.А., Рахманова М.Н. Ценности педагогической деятельности // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 1 (часть 2). С. 257-259.

Демидова Т.Е., Тонких А.П. Реализация компетентностного подхода в вузе // Проблемы подготовки учителя для современной российской школы: сборник материалов: Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции преподавателей педагогических учебных заведений: программы учебных дисциплин, специальных курсов и семинаров для студентов педагогических вузов и колледжей, обеспечивающие подготовку к работе по Образовательной системе "Школа 2100". 2007. Москва: ООО "Баласс"; Издательский Дом Российской академии образования, 2007. С. 36-39.

Левченко В.В., Пеньковская И.И., Ушакова Е.В., Чистякова Н.А. Методика развития конкурентоспособности и практикоориентированности студентов вуза в процессе освоения гуманитарных дисциплин // Вопросы истории. 2023. № 4-2. С. 262-273. DOI 10.31166/VoprosyIstorii202304Statyi50. EDN SJQGWP.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». 2012. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102162745

Хорошевская И.В. Формирование медиативной компетентности будущих педагогов как психолого-педагогическая проблема // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019. №1 (134). С. 113-118.

Ходырев А.М. Проблема изучения ценностей педагогической деятельности // Ярославский педагогический вестник. 2020. №2 (113). С. 34-40.

Smolyaninova O.G., Posokhova S.T., Izotova M.Kh. The possibilities of empathy in preventing interpersonal conflicts in the educational environment of a higher education institution // Sib J. Fed. Univ. Humanit. Soc. Sci. 2020. № 13(2). Pp. 219-233. DOI: 10.17516/1997-1370-0553.

Загрузки

Опубликован

2023-12-15

Как цитировать

1.
Подусова НС. Медиативная компетентность будущего педагога как ценностный аспект бесконфликтной образовательной среды. УО [Интернет]. 15 декабрь 2023 г. [цитируется по 3 июль 2024 г.];13(12-1):116-21. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1237

Выпуск

Раздел

ИНКЛЮЗИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА