Методы обучения английскому языку как инструмент глобализации образования в российских вузах
DOI:
https://doi.org/10.25726/o7246-1530-0751-hКлючевые слова:
глобализация образования, методы преподавания английского языка, мониторинг уровня владения иностранным языком, модернизация системы высшего образования, информационные технологии, дистанционное обучениеАннотация
Усиление процессов глобализации определяет необходимость обновления подходов к обучению иностранным языкам в отечественных вузах. В настоящей работе нами рассматриваются методы обучения английскому языку как эффективный инструмент интеграции российского высшего образования в мировое образовательное пространство. Мы изучили опыт преподавания иностранных языков в ведущих зарубежных университетах с целью выделения наиболее продуктивных подходов. Был проведен анализ данных мониторинга уровня владения английским языком среди студентов российских вузов за период с 2015 по 2021 год. На основании полученных результатов в работе предлагается концепция модернизации преподавания английского языка в российских университетах, включающая использование интерактивных методов, интеграцию информационных технологий, а также возможности дистанционного обучения. Реализация предложенных нами мер позволит повысить эффективность преподавания иностранных языков и приведет к усилению интеграции российского высшего образования в глобальные образовательные процессы. Особую роль необходимо отвести развитию навыков устной и письменной коммуникации путем разнообразных деловых и ролевых упражнений, имитирующих реальные ситуации межличностного и профессионального общения. При этом важно использовать аутентичные тексты и ситуации, максимально приближенные к контексту будущей профессиональной деятельности студентов.
Библиографические ссылки
Батурина Н.В., Руковишников Ю.С., Батунова И.В. Использование приемов, методов и моделей системы CLIL в процессе обучения английскому языку студентов бакалавриата // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 10 (64). Часть 1. С. 9-13.
Булаш Ю.М. Особенности создания курса английского языка для специальных целей // Иностранные языки: инновации, перспективы исследования и преподавания: сборник статей по итогам III Международной научно-практической конференции, под ред. Е.А. Пригодич. Минск: Белорусский государственный университет, 2020. С. 333-337.
Бунятова Ф.Д. Английский язык как lingua franca международной деловой коммуникации // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2019. № 4. C. 133-137.
Глухова Л.В., Казиев К.В., Ловпаче З.Н., Гудкова С.А. Интеллектуальные сервисы на облачной платформе IACPAAS и онтологии: ключевые принципы и возможности // В сборнике: Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики. Материалы XVIII Международной научно-практической конференции. В 3-х томах. Тольятти, 2021. С. 220-224.
Загидуллин Д.Р., Пулявина Н.С. Методика симуляционного обучения как основа стартапа на рынке образовательных технологий (EdTech) // Экономика, предпринимательство и право. 2021. Том 11. № 2. С. 477-488. DOI: 10.18334/epp.11.2.111736.
Иноземцева К.М. Интернационализация высшего профессионального образования в России: языковая политика // Высшее образование в России. 2014. № 5. С. 145-152.
Каракотова С.А. Инновационные технологии в образовательном процессе // в сборнике: Инновационные процессы в системе образования: теория и практика. Материалы региональной научно-практической конференции. Карачаевск, 2019. С. 69-74
Ковалева М.И. Современные методы обучения грамматике английского языка в неязыковом вузе // Актуальные вопросы образования. 2016. № 1. С. 156-160.
Лепшокова Е.А. Специфика грамматического значения английского артикля // В сборнике: Традиции и инновации в системе образования. Сборник научных статей. Карачаевск, изд-во Карачаевский государственный университет, 2020. С. 132-136.
Малащенко М.В. Лингвокультурологические особенности медиакурса образования: анализ англоамериканских источников // В сборнике: Лингвистика будущего: новые тенденции и перспективы. материалы Международной научной конференции. 2019. С. 334-338.
Неборский Е.В. Трансформация стратегий развития университетов за рубежом в условиях глобальных рисков: автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 2018. 38 с.
Сергеева Н.Ю. Арт-педагогика и арт-терапия: к вопросу о разграничении понятий // Ученые записки Забайкальского Государственного Университета. Чита, 2016. № 2. С. 69-75.
Таранова Е.В., Онищенко Л.И. Педагогический анализ термина «арт-педагогика» // Современные технологии: актуальные вопросы, достижения и инновации. Пенза, 2018. С. 212-214.
Филиппов В.М. Интернационализация высшего образования: основные тенденции, проблемы и перспективы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2015. № 3. С. 203-210.
Шабалин Ю.Е., Вахрушева Е.М. Интернационализация российской системы высшего образования: трансграничное и международное университетское образование // Совет ректоров. 2015. № 1. С. 50-59.
Lasagbaster D. Foreign Language Competence in Content and Language Integrated Courses // The Open Applied Lingustics Journal 1, 2008. Pp. 31-42.