Роль экологического волонтерства в трансформации системы высшего образования Казахстана
DOI:
https://doi.org/10.25726/l9640-6125-4248-dКлючевые слова:
экология, волонтерство, траснформация, система высшего образовнаия, стратегияАннотация
Экологическое волонтерство играет важную роль в трансформации системы высшего образования в Казахстане. Активная форма участия студентов, преподавателей и сотрудников в специальных проектах и мероприятиях, направленных на охрану природы, экологическое образование и устойчивое использование ресурсов позволяет не только приобрести новые знания и навыки в области экологии, но и осознать свою ответственность за окружающую среду. Проведение данных мероприятий направлено на развитие гражданской ответственности и трансформации системы высшего образования Казахстана. Следуя трендам международной практики университеты развивают волонтерское движение. Одной из главных задач экологического волонтерства в системе высшего образования Казахстана является интеграция экологических аспектов в учебные программы и научные исследования. Авторами проанализированы реализуемые мероприятия по развитию эковолонтеской деятельности в университетах Казахстана. Рассмотрено результаты участия казахстанских университетов в международных рейтингах, таких как UI GreenMetric World University Rankings и QS Sustainability University Rankings, являющимися важными показателями их вклада в области устойчивого развития и эко-ориентированного подхода к образованию. В настоящее время все вузы мира должны быть ориентированы на создание «зеленого университета», который имеет свои показатели. Нами был изучен международный опыт создания и развития «зеленого университета».
Библиографические ссылки
Гаврильева Т.Н. Устойчивое развитие университетов: мировые и российские практики // Высшее образование в России. 2018. №7. С. 52-65.
Длимбетова Г.К., Моисеева Л.В., Абенова С.У. Экологическое пространство ВУЗА. «Зеленый университет»: монография. Уральский государственный педагогический университет. 2021. 200 с.
Касым-Жомарт Т. Избранные труды Президента Республики Казахстан. Алматы: Научно-исследовательский институт международного и регионального сотрудничества Казахстанско-Немецкого университета. 2021. 756 с.
Орлова С.В., Коршунова А.В. Молодежное добровольчество в России: история и современность: мат. науч.-практ. конф., под общ. ред. Орлова С.В., Коршунова А.В. Тверь: МедиаСпектр, 2021. 78 с.
Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года // Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН. 2015. URL: https://unctad.org
Певная М.В. Волонтерство как социальный феномен: управленческий подход: дис. док. социол. наук: 22.00.08. Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского. Нижний Новгород, 2017. 368 с.
Указ Президента Республики Казахстан. 2019. № 135 «Об объявлении Года волонтера». URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/U1900000135
Указ Президента Республики Казахстан. 2013. № 577 «О Концепции по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике». URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31399596
Устойчивое развитие в условиях глобализации: реализация стратегии ЮНЕСКО на вторую половину декады ООН по образованию для устойчивого развития (2010-2015): Труды международной Конференции с участием кафедр ЮНЕСКО и сетей ЮНИТВИН. Москва: Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2011. Часть 5. 276 с. EDN ZWPCNR.
Cotton D.R.E., Winter J., Miller W., Dalla V.L. Is students’ energy literacy related to their university’s position in a sustainability ranking? // Environmental education research. 2018. Vol. 24(11) Рp. 1611- 1626.
Chalkley B., Sterling S. Hard times in higher education: the closure of subject centres and the implications for education for sustainable development (ESD) // Sustainability. 2011. Vol. 3. Рp. 666–677.
Dlimbetova G., Zhylbaev Z., Syrymbetova L., Alieva A. Green skills for green economy: case of the environmental education role in Kazakhstan’s economy // International journal of environmental and science education. 2016. Vol. 11(7). Рp. 1735-1742.
Hamiti S., Wydler H. Supporting the integration of sustainability into higher education curricula – a case study from Switzerland // Sustainability. 2014. Vol. 6. Рp. 3291–3300.
Puertas R., Marti L. Sustainability in universities: DEA-GreenMetric // Sustainability. 2019. Vol. 11(14). Рp. 3766-3784.
QS Sustainability University Rankings. URL: https://www.topuniversities.com
Rogers E.M. Diffusion of innovations; Free Press: New York, NY, USA; London, UK; Toronto, ON, Canada; Sydney, Australia, 2003. 580 p.
Singer-Brodowski M., Etzkorn N., Von Seggern J. One transformation path does not fit all-insights into the diffusion processes of education for sustainable development in different educational areas in Germany // Sustainability. 2019. Vol.11(1). P. 269. URL: https://doi.org/10.3390/su11010269.
UI Green Metric World University Rankings. URL: https://greenmetric.ui.ac.id
Vargas V.R., Lawthom R., Prowse A., Randles S., Tzoulas K. Sustainable development stakeholder networks for organizational change in higher education institutions: a case study from the UK // Journal of cleaner production. 2019. Vol. 208. Рp. 470-478.