Оценка деятельности университетов в условиях трансформации системы высшего образования Казахстана

Авторы

  • Сабина Кайратовна Мусина Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

DOI:

https://doi.org/10.25726/a9890-1896-2542-x

Ключевые слова:

трансформация, высшее образование, университет, оценка

Аннотация

Развитие конкуренции в международном образовательном пространстве усиливается роль трансформации системы высшего образования. На сегодняшний день образовательные рейтинги являются одним из основных индикаторов уровня развития системы высшего образования Казахстана. Национальные и независимые рейтинги играют ключевую роль в повышении привлекательности не только абитуриентов, но также работодателей, стейкхолдеров и общества в целом. В статье рассмотрены результаты рейтингов университетов Казахстана за 2022-2023 годы. Данный анализ позволит провести комплексное изучение системы обеспечения качества, направленное на повышение конкурентоспособности вузов Казахстана в условия трансформации системы высшего образования. В рамках Стратегии интернационализации высшего образования на период до 2025 года, инициирована стипендиальная программа для иностранных студентов. В рамках Стратегии интернационализации высшего образования на период до 2025 года, инициирована стипендиальная программа для иностранных студентов. Данная инициатива способствует увеличению присутствия казахстанских высших учебных заведений в международных рейтингах, что подтверждается статистикой: за последние три года число университетов Казахстана увеличилось с восьми до 16 в рейтинге QS World University Ranking. Данные механизмы способствуют повышению конкурентоспособности образовательных программ и выпускников вузов на мировом рынке труда, которые необходимо применят ь в казахстанской практике.

Библиографические ссылки

Акинфиева А.Э. Реформа высшего образования в Казахстане: вызовы и перспективы // Проблемы национальной стратегии. 2022. № 3 (72). С. 116–137.

Болгова М.А., Евдокимова Е.А. Принятие управленческих решений в условиях трансформации высшего образования // Вестник университета. 2016. №3. С. 194-196.

Единая система управления высшим образованием URL: https://epvo.kz/

Иргебаев Е.Т., Сакенова К.Ж., Мухамбетова А.А., Боргекова К.Б. Анализ международного опыта по ведению реестра образовательных программ высшего и послевузовского образования университета // Высшая школа Казахстана. 2022. № 1(37). С. 15-23.

Клюев А.К., Томилин О.Б., Фадеева И.М., Томилин О.О. Управление университетом: итоги трансформации // Университетское управление: практика и анализ. 2018. № 22 (1). С. 93-104.

Министерство науки и высшего образования Республики Казахстан. 2023. URL: https://www.gov.kz/memleket/entities/sci?lang=ru

Национальная палата предпринимателей «Атамекен» URL: https://atameken.kz/ru/

Независимое агентство аккредитации и рейтинга (IAAR) URL: https://iaar.agency/

Независимое агентство по обеспечению качества в образовании IQAA-Ranking URL: https://www.iqaa-ranking.kz/

Национальный центр развития высшего образования URL: https://enic-kazakhstan.edu.kz/ru/

Определен рейтинг казахстанских вузов // Министерство науки и высшего образования Республики Казахстан: Астана. 2022. URL: https://www.gov.kz/memleket/entities/sci/press/news/details/491173?lang=ru

Постановление Правительства Республики Казахстан от 28 марта 2023 года № 248 «Об утверждении Концепции развития высшего образования и науки в Республике Казахстан на 2023 – 2029 годы» URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P2300000248

Указ Президента Республики Казахстан от 15 февраля 2018 года № 636 «Об утверждении Национального плана развития Республики Казахстан до 2025 года и признании утратившими силу некоторых указов Президента Республики Казахстан» URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/U1800000636

Stephens J.C., Hernandez M.E., Román M., Graham A.C., Scholz R.W. Higher education as a change agent for sustainability in different cultures and contexts // International Journal of Sustainability in Higher Education. 2008. Vol. 9 (3). P. 317-338.

Tonkikh A.P., Danilova T.V., Pryadekho A.A. Economic and legal regulation of educational processes in the field of natural sciences and humanities // Journal of Advanced Research in Law and Economics. 2018. Vol. 9, №. 7. P. 2454-2461.

Ryabov V.V., Ananishnev V.M., Tkachenko A.V., Osmolovskaya S.M., Fursov V.V., Berestova L.I. Monitoring a universitys educational and scientific activities: unifying the monitoring processes with european international standards // International Journal of Innovation, Creativity and Change. 2020. Vol. 11(4). P. 56.

Загрузки

Опубликован

2023-12-15

Как цитировать

1.
Мусина СК. Оценка деятельности университетов в условиях трансформации системы высшего образования Казахстана. УО [Интернет]. 15 декабрь 2023 г. [цитируется по 21 ноябрь 2024 г.];13(12-2):252-60. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1224

Выпуск

Раздел

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ОБРАЗОВАНИЯ