К вопросу об управлении образовательными программами в региональной системе дополнительного образования детей
DOI:
https://doi.org/10.25726/d1976-5749-1692-kКлючевые слова:
дополнительное образование, доступность, оценка качества, экспертиза, дополнительная образовательная программаАннотация
Актуальность исследования обусловлена тенденциями развития современного образования, в том числе: направленностью образовательных систем различного уровня на повышение качества и доступности дополнительного образования для всех обучающихся; недостаточностью научного знания о деятельности по управлению образовательными программами в региональных системах дополнительного образования детей; потребностью со стороны региональных научно-педагогических сообществ в организации деятельности по экспертному сопровождению дополнительного образования как городских, так и сельских школьников, включающему механизмы общественно-профессиональной экспертизы проектирования и реализации образовательных программ и поддержки профессионального развития педагогов. Цель исследования — обоснование процесса управления образовательными программами в региональной системе дополнительного образования детей на основе идей комплексного подхода. Экспериментальная часть исследования осуществлялась на базе Регионального модельного центра дополнительного образования детей Томской области в процессе разработки содержания экспертизы дополнительных общеобразовательных программ и ее осуществления, диагностики профессиональных затруднений и потребностей в развитии педагогов дополнительного образования, а также определения удовлетворенности детей и семей образовательными результатами. В процессе работы был систематизирован опыт организации научно-методического сопровождения систем дополнительного образования ряда субъектов РФ. Представлены элементы технологии управления образовательными программами в региональной системе дополнительного образования детей Томской области, реализованной в процессе деятельности федеральной инновационной площадки.
Библиографические ссылки
Андреева Е. Б. Система управления образовательными программами в условиях региональной системы дополнительного образования детей // Управление образованием: теория и практика. 2022. № 2 (48). С.141-147
Байбородова Л. В. Доступность дополнительного образования детей на селе: проблемы и пути их решения // Образовательная панорама. 2018. № 1 (9). С. 28–33.
Байбородова Л. В., Лушникова Т. В. Концептуальные основы и механизмы доступности дополнительного образования сельских детей // Педагогика сельской школы. 2021. № 3 (9). С. 5-24.
Бирюкова Н. С. Теоретические аспекты независимой оценки качества дополнительного образования детей // Педагогический журнал. 2019. Т. 9. № 1-1. С. 675-685. DOI 10.34670/AR.2019.44.1.100. EDN ASAONA.
Воробьев М. В. Вопросы качества дополнительного образования детей в нормативных и научно-теоретических источниках // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-2. С. 377-382.
Воробьева Т. П. Актуальные вопросы оценки качества дополнительного образования детей // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. 2018. №1 (4). С. 44-48.
Горюшина Е. А. Сопровождение развития региональной системы дополнительного образования детей // Образовательная панорама. 2020. № 1(13). С. 32-37.
Каргина З. А. Экспертные позиции профессионально-общественной экспертизы (оценки) программ внеурочной деятельности и дополнительного образования детей // Символ науки. 2015. №11- 2. С. 121-123.
Кинева Е. Л., Лямцева Е. В., Ребикова Ю. В. Педагогический франчайзинг развертывания сети дополнительных общеобразовательных программ: организация и сопровождение апробации разработанных проектов на уровне муниципальных образований Челябинской области // Управление в современных системах. 2019. № 3 (23). С. 54-58.
Кочергина Г.Д. Оценка качества дополнительного образования детей: современные подходы и технологии: Методические рекомендации в 2 частях. Часть 1. / Смоленск: ГАУ ДПО СОИРО, 2021. 24 с.
Курылева О. И., Огородова М. В. Экономическая оценка эффективности основной профессиональной образовательной программы в рамках реализации проекта: «Оценка эффективности ОПОП: модели управления» // Вестник Мининского университета. 2016. № 4(17). С. 3. EDN XWKWTX.
Логинова Л. Г. Оценочное исследование качества образовательных услуг в системе дополнительного образования детей // Ярославский педагогический вестник. 2011. Т. 2. № 1. С. 205.
Логинова Л. Г. Оценивание качества в дополнительном образовании детей: практико-ориентированная монография / Чебоксары: ИД «Среда», 2019. 432 с.
Мухамедиева С. А., Трофимова И. А. Оценка эффективности деятельности руководителя и педагогов как способ определения эффективности деятельности учреждения дополнительного образования детей // Сибирский экономический журнал. 2019. № 2 (2). С. 7-9. DOI 10.32743/2658- 4107.2019.2.2.48.
Ребикова Ю. В., Кинева Е. Л., Лямцева Е. В. Обзор организационно-управленческих аспектов развития сети дополнительных общеобразовательных программ // Управление в современных системах. 2018. № 3 (19). С. 49-53.
Ручко Л. С. Совершенствование экспертной деятельности в региональной системе дополнительного образования // Про-ДОД. 2020. № 5 (29). С. 93-99.
Самерханова Э. К. Моделирование компонентов системы управления образовательными программами в вузе // Вестник Мининского университета. 2016. №4 URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/300 (дата обращения: 22.08.2023)
Сартакова Е. Е. Сетевое взаимодействие сельских ОУ в условиях социокультурной модернизации образования: дис. … доктора педагогических наук: 13.00.01 / [Место защиты: Томский государственный педагогический университет]. Томск. 2015. 461 с.
Шерайзина Р. М., Александрова М. В., Ефлова З. Б. Сельская школа и сельский учитель: продуктивные российские и зарубежные практики // Вестник Томского государственного университета. 2021. № 466. С. 190–201.