Реверсивное (обратное) наставничество в системе преподавания финансовой грамотности

Авторы

  • Оксана Анатольевна Нестерова Томский государственный педагогический университет
  • Ольга Владиславовна Санфирова Томский государственный педагогический университет
  • Ирина Владимировна Волчкова Томский государственный педагогический университет

DOI:

https://doi.org/10.25726/o3818-1955-6549-d

Ключевые слова:

наставничество, реверсивное (обратное) наставничество, финансовая грамотность, взаимодействие

Аннотация

В статье предпринята попытка теоретического обоснования и экспериментальной верификации системы обратного наставничества как важного фактора формирования и раскрытия личностного потенциала субъектов образования. Обратное наставничество рассмотрено как инструмент формирования и развития человеческого капитала, который, в свою очередь, выступает базовым системным явлением метапредметного характера и становится все более актуальным в современной педагогической системе. Доказывается, что наставничество не зависит от возраста, привычное наставничество от педагога к ученику не всегда остаётся эффективным и, следовательно, возможен совершенно иной путь разработки и реализации системы наставничества. Предлагается модель организации обратного наставничества по финансовой грамотности в вузе. Обоснованы этапы наставнической деятельности в практике преподавания финансовой грамотности. Подробно описаны этапы и результаты педагогического эксперимента. Проведенное исследование и эксперимент показали, что основные цели были достигнуты, участники эксперимента (наставники) не просто сформировали предметные, метапредметные компетенции, но и задумались серьезно о ближайшей педагогической деятельности в данной системе. У большого количества слушателей-участников референтной группы появился высокий мотивационный уровень к освоению дисциплины; навыки разновозрастного взаимодействия по вопросам финансовой грамотности; осознание себя в качестве будущего педагога, которому предстоит общаться в новой реальности.

Библиографические ссылки

Авторский семинар «Вопросы экономической безопасности в быстроменяющемся мультикультурном мире» прошел на ТЭФ. URL: https://www.tspu.edu.ru/news/24828-avtorskij-seminar-voprosy-ekonomicheskoj-bezopasnosti-v-bystromenyayushchemsya-multikulturnom-mire-proshel-na-tef.html (дата обращения 15.03.2023).

Бездудная А. Г., Растова Ю. И., Львин Ю. М. Обратное наставничество как корпоративная социальная инновация: проблемы и возможности // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2023. № 1. С. 101-105.

Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. № 3. С. 4–18.

Ганаева Е.М., Масловская С.В., Муратов А.А. Наставничество как ресурс профессионального развития педагога // Вестник оренбургского государственного университета. 2020. № 5 (228). С. 91-98.

Зарецкий М.Ф. Наставник и педагогика. Л., 1876. 150 с.

Зюликова А.О. Обратное наставничество: необходимость или потакание моде? // Юный ученый. 2022. № 7 (59). С. 49-52.

Нестерова О.А., Санфирова О.В., Янгирова В.В. Исследование роли интерактивных методов обучения в преподавании экономических дисциплин поколению Z // Материалы XI Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Профессиональное образование: проблемы и достижения», Томский государственный педагогический университет. 2021. С. 211-216.

Петров М.К. Язык, знак, культура. М.: Наука, 1991. 328 с.

Создание личного бренда финансовой активности обсудили в ТГПУ. URL: https://www.tspu.edu.ru/news/24734-sozdanie-lichnogo-brenda-finansovoj-aktivnosti-obsudili-v-tgpu.html (дата обращения 15.03.2023).

Соина В.М. Наставничество как предмет научной рефлексии // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 5 (84). С. 232-234.

Студенты и педагоги ТЭФ реализовали игру «Экономическая безопасность и поведенческая стабильность субъектов на финансовом рынке» для школьников Томска. URL: https://www.tspu.edu.ru/news/24936-studenty-i-pedagogi-tef-realizovali-igru-ekonomicheskaya-bezopasnost-i-povedencheskaya-stabilnost-sub-ektov-na-finansovom-rynke-dlya-shkolnikov-tomska.html (дата обращения 15.03.2023).

Челнокова Е.А., Тюмасева З.И. Эволюция системы наставничества в педагогической практике // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. №4. С. 11-26.

Чистякова Н.А. Образ героя-предпринимателя в русской классической литературе как залог социально ответственных принципов современного российского предпринимательства // Управление образованием: теория и практика. 2021. № 1(41). С. 349-356. DOI 10.25726/b2601-8472-1780- v. EDN WXVQMJ.

Шакирова Д.М. Стратегии, формы и приемы наставничества: международный и региональный опыт // Современное образование: актуальные вопросы и инновации. 2019. № 4. С. 323-335.

Schultz T. Capital Formation by Education / T.W. Schultz // Journal of Political Economy. Vol. 68, 1961. C. 571-578

Загрузки

Опубликован

2023-10-15

Как цитировать

1.
Нестерова ОА, Санфирова ОВ, Волчкова ИВ. Реверсивное (обратное) наставничество в системе преподавания финансовой грамотности. УО [Интернет]. 15 октябрь 2023 г. [цитируется по 30 июнь 2024 г.];13(10-2):18-26. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1104

Выпуск

Раздел

ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ