Развитие высшего обучения в области журналистики в России

Авторы

  • Сюй Луньхуэй Санкт-Петербургский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.25726/i0892-6262-7663-k

Ключевые слова:

журналистика, высшее образование, технологический прогресс, кадровое обеспечение, учебные программы, глобализация

Аннотация

Тема развития высшего образования в области журналистики в России – предмет интенсивного изучения и актуальных дискуссий. Представленное исследование затрагиваеттенденции и перспективы, формирующие данный образовательный контекст в период с 1991 по 2023 годы. Рассматриваются влияние технологического прогресса, проблемы кадрового обеспечения и эволюция учебных программ. Значительное внимание уделяется исследованию международного опыта в контексте глобализации и его влияния на домашнюю журналистскую педагогику. Начало 1990-х годов характеризовалось значительной трансформацией системы высшего образования в России, включая область журналистики. Согласно данным Росстата, количество образовательных учреждений, предлагающих обучение по специальности "журналистика", выросло с 78 в 1991 году до 144 в 1998 году, что составляет рост в 1.84 раза. Технологический прогресс оказал огромное влияние на журналистское образование. В 1995 году, согласно данным Федерального агентства связи, только 2% населения России имели доступ в интернет. К 2023 году эта цифра выросла до 86.5%, что радикально изменило профессиональное пространство журналистики и требования к квалификации выпускников. Университеты были вынуждены пересмотреть учебные программы, включив в них компетенции, связанные с работой в цифровом пространстве. В то же время, в 2001 году, согласно данным Минобрнауки России, отмечался дефицит преподавательских кадров в области журналистики – отношение числа студентов к числу преподавателей составило 19:1, что превышало среднюю по стране величину (12:1). К 2023 году ситуация улучшилась, и отношение студентов к преподавателям снизилось до 15:1, что свидетельствует о некотором прогрессе в кадровом обеспечении.

Библиографические ссылки

Авдонина Н.С. Опыт организации занятий в технологии творческой мастерской у студентов-журналистов // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2018. № 4. С. 203-211.

Вартанова Е.Л. Медиа в контексте общественных трансформаций: к постановке проблемы // МедиаАльманах. 2018. № 1 (84). С 8-12.

Вартанова Е.Л. Меняющаяся Российская медиаиндустрия: теоретические подходы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. 2018. Т. 15. № 2. С. 186-196.

Вербицкая Т.В. Проблемы взаимодействия России и государств Центральной Азии в гуманитарной сфере в контексте влияния ЕС и США в регионе (на примере взаимодействия вузов России и Казахстана) // Вестник Поволжского института управления. 2020. № 2. С. 35-44.

Градюшко А.А. Современные технологии обучения студентов в области интернетжурналистики / // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2017. № 1 (23). С. 63-69.

Демина И.Н., Красноярова О.В. Журналистское образование в экономическом вузе: опыт Байкальского государственного университета экономики и права // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2015. Т. 25. № 2. С. 320-324. DOI 10.17150/1993-3541.2015.25(2).320-324

Ершов Ю.М. Фейковые новости как паразит социальных сетей // Профессиональная культура журналиста цифровой эпохи : материалы Всерос. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2017. С. 37- 39.

Зайнуллин Л.И. Сотрудничество в гуманитарной сфере между Россией и странами Центральной Азии // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество: ежегодник. М.: ИНИОН РАН, 2022. Вып. 5, ч. 1. С. 429-430.

Касиманова Л.А. Культуросообразность содержания современной профессиональной подготовки педагогов-хореографов : автореф. дис. ... докт. пед. наук : 13.00.08 / Л.А. Касиманова. СанктПетербург, 2020. 620 с.

Колдунова Е.В., Лунев С.И. Процессы трансформации системы образования и науки в странах Азии в оценках международных организаций и транснациональных рейтинговых структур // Вестник РУДН. Сер. Международные отношения. 2017. № 1. С. 190-200.

Олешко В.Ф., Олешко Е.В. Особенности профессиональной культуры журналиста цифровой эпохи // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2019. № 2 (32). С. 134-141.

Плотников Д.С. «Мягкая сила» политики Китая, Турции, Ирана, России и США в Центральной Азии в сфере образования // Ars Administrandi. 2016. № 1. С. 160-177.

Савчук Г.А., Бритвина И.Б., Франц В.А. Культурное сближение россиян и студентов из стран Центрально-Азиатского региона как результат воздействия «мягкой силы» системы высшего образования // Регионология. 2020. Т. 28, № 4. С. 823-842.

Соколова Д.В. Фактчекинг и верификация информации в российских СМИ: результаты опроса // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2018. № 4. С. 3-25.

Теория журналистики в России / под ред. С.Г. Корконосенко. Санкт-Петербург: Алетейя, 2018. 254 с.

Тулупов В.В. Новые профессиональные установки и специализации в журналистике // Медиа в современном мире. 58-е Петербургские чтения : материалы междунар. форума, СанктПетербург, 18-19 апр. 2019 г.: в 2 т. Санкт-Петербург, 2019. Т. 2. С. 100-102.

Загрузки

Опубликован

2023-06-25

Как цитировать

1.
Луньхуэй С. Развитие высшего обучения в области журналистики в России. УО [Интернет]. 25 июнь 2023 г. [цитируется по 1 июль 2024 г.];13(7):211-7. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/1015