On the issue of automation of the examination procedure for textbooks and teaching materials used in the system of secondary vocational education
DOI:
https://doi.org/10.25726/k5457-2193-6919-pKeywords:
automation of expertise; system of secondary vocational education; textbooks; educational and methodological publications.Abstract
The article considers the tasks of the examination of textbooks and teaching materials used in the system of secondary vocational education and the use of modern information technologies in the examination of textbooks. The purpose of the article is to substantiate the directions of improving the level of education in the system of secondary vocational education, including by improving the quality of textbooks and teaching materials by automating their examination. Objectives of the article: to analyze the problems of automation of the examination of textbooks and educational and methodological publications, to evaluate the advantages of the examination of textbooks and educational and methodological publications, to consider examples of existing automated expert systems. Research hypothesis: automation of the examination procedure of textbooks and teaching materials used in the system of secondary vocational education will improve the quality of textbooks and teaching materials, which, in turn, will contribute to improving the level of secondary vocational education. Methods: empirical analysis of the problems and advantages of automating the examination procedure for textbooks and teaching materials. Results achieved: justification of the use of the LightReader program for automating the procedure for the examination of textbooks and teaching materials.
References
Автоматическая обработка текстов на естественном языке и анализ данных: учебное пособие / Е.И. Большакова, К.В. Воронцов, Н.Э. Ефремова, Э.С. Клышинский, Н.В. Лукашевич, А.С. Сапин. М.: Изд-во НИУВШЭ, 2017. 269 с.
Ажмухамедов И.М., Завьялова Е.Е., Кузнецова В.Ю. Методы автоматизации анализа текстовой информации на русском языке с целью выявления ее семантической направленности // Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. 2020. №2(50). С. 118-126.
Аношин И.И. Автоматический анализ текстов. Синтаксический и семантический анализ // Евразийский научный журнал. 2017. №6. С. 15.
Денисенко Е.Н. Первый опыт общественной экспертизы учебников // Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Теоретические и прикладные вопросы образования и науки». Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2014. С. 62-63.
Ингерсолл Г.С., Мортон Т.С., Фэррис Э.Л. Обработка неструктурированных текстов. Поиск, организация и манипулирование / пер. с англ. М.: ДМК Пресс, 2015. 414 с.
Индекс удобочитаемости // Википедия. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D1%81_%D1%83%D0 %B4%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8 (дата обращения: 01.04.2021).
Индекс удобочитаемости Флеша // Орфограммки. https://orfogrammka.ru/%D1%88%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BB%D0%BA% D0%B8/%D0%B8%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D1%81_%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8_%D1%84%D0%BB%D0%B5%D1%88%D0%B0/ (дата обращения: 01.04.2021).
Крылова О.Н. Экспертиза учебников как компонент научно-методического обеспечения ОУ в условиях внедрения ФГОС ООО // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2013. №2(31). С. 101-104.
Ланская Д.В., Арефьева И.В. Прикладная лингвистика и перспективные программные платформы для экспертизы документов // Материалы IV Национальной научно-практической конференции «Информационное общество и цифровая экономика: глобальные трансформации». Краснодар, 2019. С. 212-220.
Лингвистический анализатор. Преобразование текста в метаязыковую структуру данных // С.А. Кузнецов, Т.Г. Скребцова, С.Г. Суворов, А.В. Клеменьева. СПб.: СПбГУ, 2019. 238 с.
Методы анализа текста и дискурса / Тичер С., Мейер М., Водак Р., Веттер Е. Харьков: Гуманитарный центр, 2009. 356 c.
Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования: приказ Минпросвещения России от 18 декабря 2019 г. №695 // Информационно-правовой портал «Гарант». https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73411419/ (дата обращения: 01.04.2021).
Оборнева И. В. Автоматизация оценки качества восприятия текста // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2005. №5. С. 86-91.
Организация открытого форума по обсуждению качества учебников / А.И. Виноградов, И.С. Горянский, Е.А. Сенькина, А.П. Смоляков // Информатизация образования и науки. 2009. №1. С. 81-92.
Прикладная и компьютерная лингвистика / под ред. И.С. Николаева и др. М.: ЛЕНАНД, 2016. 320 с.
Специальное программное обеспечение «Фраза»: свидетельство о регистрации программы для ЭВМ RU 2015619392 от 02 сентября 2015 г. / В.В. Сазанов, М.А. Лобанова, В.О. Хуртилов, Т.В. Назарова, К.А. Лебедев.
Хобсон Л., Ханнес Х., Коул Х. Обработка естественного языка в действии. СПб.: Питер, 2020. 576 с.