Educational book in the Russian empire In the XVIII ‒ the first half of the XIX centuries: French selftutorial

Authors

  • Anastasiya A. Kolobkova Russian University of Cooperation

DOI:

https://doi.org/10.25726/u5413-4991-6943-n

Keywords:

history of teaching a foreign language, teaching French, self-instruction manual, dictionary, lexicon, teaching methods, anthropocentrism

Abstract

The article discusses the features of the content and structure of French language tutorials in the Russian Empire in the 18th - first half of the 19th centuries. The most popular textbooks of this period are named. The features of the vocabulary offered for memorization are noted - abstract, everyday, everyday vocabulary, etiquette phrases. The characteristic features of the lexicons and dictionaries contained in the tutorials are highlighted. Attention is drawn to the main trends in the education of this period: the growth of anthropocentrism, the reduction in the volume of texts of religious content, and subsequently their rejection. The methodological techniques of past teachers that remain relevant as objects of retroinnovation are described.

References

Астахов И. Самый легчайший способ ко обучению французскому языку, то есть: говорить, читать и писать; или Новая французская грамматика, обучающая легко, ясно и основательно, самоучкою учитися хотящих французскому языку. Санкт-Петербург: [Типография Морского кадетского корпуса], 1782.

Богданович П.И. Новый французский букварь, заключающий в себе кроме обыкновенных начал, наставление для самоучащихся в правильном произношении букв, разныя речи, полезныя разговоры, нравоучительные басни, избранныя повести и ручной словарь, в котором помещены самыя употребительнейшия в общежитии прилагательныя и существительныя имена, так же глаголы, местоимения, союзы и предлоги. Санкт-Петербург: издан Петром Богдановичем, типография Вейтбрехта, 1785.

Игра Ханова: Способ, играя, выучить детей азбуке. М.: У книгопродавца Ф. Куртенера, 1793. [11] с.

Каржавин Ф.В. Вожак, показывающий путь к лучшему выговору букв и речений француских : Le guide française / Par Théodore Karjavine. Во граде Св. Петра : Печ. у И. К. Шнора, 1794. [4], 286, [2] c.

Колобкова А.А. Тенденции антропоцентризма в учебных книгах по французскому языку в Российской империи XVIII века - первой половины XIX века // Вестник педагогических наук. 2021. № 7. С. 203-210.

Колобкова А.А. Учебные книги по французскому языку в России XVIII – первой половиныXIX веков: монография / А.А. Колобкова. М.: Знание-М, 2020. 96 с.

Колобкова А.А. Христианская культура в первых российских учебных книгах по французскому языку // Управление образованием: теория и практика. 2021. № 5 (45). С. 10-18.

Новейший самоучитель французского языка, или легчайший способ научиться читать, писать, говорить и разуметь французских писателей без учителя : Содержащий в себе: 1. Полные и подробные правила произношения всех французских букв и слогов; 2. собрание слов; 3. грамматику, по

которой легко можно научиться основательному познанию сего языка; 4. примеры чтения; 5. разные переводы и 6. собрание употребительнейших разговоров. Москва: в типографии С. Селивановского, 1813. [2], 1‒16, 213‒288 с.

Пеплие Ж.Р.; Peplier J.R. Француская грамматика : При которой исправнейший словарь, дружеские разговоры, пословицы, достойные примечания истории и пристойныя на разные случаи писма/ Изданная на немецком языке г. Пеплиером. ; А на росийской переведенная П.С.К. Федором Сокольским. Москва : Унив. тип., у Н.Новикова, 1780. [2], 1-176, 176-487 [=488], [2] с.

Платс Г.Ф. Dialogues domestiques = Gespräche von Haussachen = Домашние разговоры = Colloqvia Domestica. В Санкт-Петербурге: Печатаны при Императорской Академии наук, 1749. 232 с.

Протопопов В.М. Новый легчайший способ к познанию начал французскаго языка : Содержащий в себе полное и основательное наставление в произношении, взятое из лучших грамматик писанных на одном французском языке и удобнейшее к изучению самоучащихся чистому и правильному

произношению, сокращенный словарь заключающий в себе самыя употребительныя слова и речи, краткия и нужныя разговоры, сверх сего обязательнейшие и учтивые комплименты французскаго языка/ Изданный Васильем Протопоповым. Санкт-Петербург : Печатано на иждивении Т.П. [Полежаева] Имп. тип., 1789. 128 с.

Рак В.Д. "Присовокупление второе" в "письмовнике" Н. Г. Курганова // XVIII век. Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН. 1977. Т. 12. С. 199-224.

Сергеев М.Л. К вопросу о значении немецких учебных пособий для преподавания французского языка в России в XVIII в. // Journal of Applied Linguistics and Lexicography, 2019, vol. 1, no. 1. P. 102–116.

Published

2022-03-15

How to Cite

1.
Колобкова АА. Educational book in the Russian empire In the XVIII ‒ the first half of the XIX centuries: French selftutorial. УО [Internet]. 2022Mar.15 [cited 2024Jul.3];12(1):114-21. Available from: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/271