Предикторы школьного буллинга
DOI:
https://doi.org/10.25726/i7009-0546-7685-yКлючевые слова:
буллинг, школьная травля, подростки, жертва, агрессорАннотация
Буллинг делится на два вида: физический и психологический. Первый проявляется в ударах, побоях, драках со злым умыслом. Второй – оказание психологического давления или эмоционального насилия путем словесного оскорбления, угроз, преследований, которые негативно влияют на психику ребенка. Психологическое давление является наиболее распространённым случаем в школе. Необходимо указать, что буллинг отличается от других понятий таких как «конфликт», «агрессия», «насилие». Ученые подчёркивают особенности этого явления: оно выражается в неравенстве сил агрессора и жертвы; действие происходит преднамеренно; психологическое давление, которое приводит к снижению значимости, самооценки жертвы; наличие групповой динамики; повторяемость события. Статья посвящена исследованию предикторов возникновение буллинга в школьной жизни учащихся. Автором рассматривается степень изученности темы исследования, проводится краткий терминологический анализ. Аргументируется позиция об ошибочности мнения о том, что проблема буллинга имеет отношение только к жертве и агрессору. Доказывает, то буллинг – это групповое явление, которое непосредственно негативно влияет на всех участников школьной травли. Автором детально рассмотрен каждый участник, а именно «жертва», «агрессор», «наблюдатели», «последователи» и «защитники», причины и последствия процесса травли на психологическом уровне.
Библиографические ссылки
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «Об охране окружающей среды» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) // КонсультантПлюс. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/1ebe1ae0326a8d353aaca601ee8fb927f82dc79d/ (дата обращения: 10.01.2021).
Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 г. (утв. Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 г.). https://www.lawtek.ru/news/77628/d_medvedev_utverdil_osnovy_gospolitiki_v_oblasti_ekologicheskogo_razvitiya_do_2030_g (дата обращения: 10.01.2021).
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/ (дата обращения: 10.01.2021).
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся». http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007310075 (дата обращения: 10.01.2021).
Моисеев Н.Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы: Эколого-политологический анализ // Вопросы философии. 1995. №1. С. 3—30.
Казначеев В.П. Очерки теории и практики экологии человека. М. : Наука, 1983. 260 с.
Андреева, Е.К. От экологического воспитания к пониманию ноосферы: к изучению педагогического наследия В.А. Сухомлинского // Сов. педагогика. 1988. № 9. С. 23-28.
Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Изд-во: Институт практической психологии, 2006. 380 с.
Астраханцева И.В. Воспитание эколого-ориентированной личности студентов педагогического вуза как активных носителей экологической культуры. Автореф. дисс. на соиск. уч.ст. канд. пед. наук. Ульяновск, 2017.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/ (дата обращения: 18.01.2021).
Марфенин Н. Н. Устойчивое развитие человечества: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 2006. 624 с.
Международный институт ЮНЕСКО // Официальный сайт Московского гуманитарного университета. https://mosgu.ru/about/unesco/(дата обращения: 18.01.2021).
Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. М.: Языки русской культуры, 2000. 224 с.
Человек века. https://zen.yandex.ru/media/id/5e274bc843863f00acd7ed97/russkie-ekonomike-22-chelovek-veka-5ed492ac26b1a86663cd51dd (дата обращения 18.12.2016).
Калинникова М.В. Роль вузовского образования в формировании экологической культуры // Вестник РУДН, серия Социология. 2003. № 4-5. С. 223-227.
Маркова М.Н. Роль экологического воспитания и образования в формировании экологического мышления. Вестник Поволжского института управления (ПАГС). 2011. № 2. С. 199-203.
Моисеев Н.Н. В раздумьях о будущем. М.: Изд-во МНЭПУ, 1998. 54 с.
Сноу Ч.П. Две культуры и научная революция // Сноу Ч.П. Портреты и размышления : эссе, интервью, выступления : художественная публицистика : перевод с английского / Чарлз Перси Сиоу ; [сост. и авт. предисл. С. Бэлза]. Москва : Прогресс, 1985. 368 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.01 – «Культурология» (уровень бакалавриата). Утвержден Приказом Минобрнауки России от 6 декабря 2017 г. № 1177 // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. http://fgosvo.ru/news/2/1573 (дата обращения 18.01.2021).
Пономарев В.Д., Шунков А.В. Социально-культурная деятельность: государственная культурная политика и качество профессионального образования // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 37. С. 175-184