Предикторы школьного буллинга

Авторы

  • Людмила Федоровна Чекина Тольяттинский государственный университет
  • Юлия Николаевна Оболенская Тольяттинский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.25726/i7009-0546-7685-y

Ключевые слова:

буллинг, школьная травля, подростки, жертва, агрессор

Аннотация

Буллинг делится на два вида: физический и психологический. Первый проявляется в ударах, побоях, драках со злым умыслом. Второй – оказание психологического давления или эмоционального насилия путем словесного оскорбления, угроз, преследований, которые негативно влияют на психику ребенка. Психологическое давление является наиболее распространённым случаем в школе. Необходимо указать, что буллинг отличается от других понятий таких как «конфликт», «агрессия», «насилие». Ученые подчёркивают особенности этого явления: оно выражается в неравенстве сил агрессора и жертвы; действие происходит преднамеренно; психологическое давление, которое приводит к снижению значимости, самооценки жертвы; наличие групповой динамики; повторяемость события. Статья посвящена исследованию предикторов возникновение буллинга в школьной жизни учащихся. Автором рассматривается степень изученности темы исследования, проводится краткий терминологический анализ. Аргументируется позиция об ошибочности мнения о том, что проблема буллинга имеет отношение только к жертве и агрессору. Доказывает, то буллинг – это групповое явление, которое непосредственно негативно влияет на всех участников школьной травли. Автором детально рассмотрен каждый участник, а именно «жертва», «агрессор», «наблюдатели», «последователи» и «защитники», причины и последствия процесса травли на психологическом уровне.

Биографии авторов

Людмила Федоровна Чекина, Тольяттинский государственный университет

кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Дошкольная педагогика, прикладная психология»

Юлия Николаевна Оболенская, Тольяттинский государственный университет

старший преподаватель кафедры «Дошкольная педагогика, прикладная психология»

Библиографические ссылки

Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «Об охране окружающей среды» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) // КонсультантПлюс. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/1ebe1ae0326a8d353aaca601ee8fb927f82dc79d/ (дата обращения: 10.01.2021).

Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 г. (утв. Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 г.). https://www.lawtek.ru/news/77628/d_medvedev_utverdil_osnovy_gospolitiki_v_oblasti_ekologicheskogo_razvitiya_do_2030_g (дата обращения: 10.01.2021).

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/ (дата обращения: 10.01.2021).

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся». http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007310075 (дата обращения: 10.01.2021).

Моисеев Н.Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы: Эколого-политологический анализ // Вопросы философии. 1995. №1. С. 3—30.

Казначеев В.П. Очерки теории и практики экологии человека. М. : Наука, 1983. 260 с.

Андреева, Е.К. От экологического воспитания к пониманию ноосферы: к изучению педагогического наследия В.А. Сухомлинского // Сов. педагогика. 1988. № 9. С. 23-28.

Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Изд-во: Институт практической психологии, 2006. 380 с.

Астраханцева И.В. Воспитание эколого-ориентированной личности студентов педагогического вуза как активных носителей экологической культуры. Автореф. дисс. на соиск. уч.ст. канд. пед. наук. Ульяновск, 2017.

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/ (дата обращения: 18.01.2021).

Марфенин Н. Н. Устойчивое развитие человечества: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 2006. 624 с.

Международный институт ЮНЕСКО // Официальный сайт Московского гуманитарного университета. https://mosgu.ru/about/unesco/(дата обращения: 18.01.2021).

Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. М.: Языки русской культуры, 2000. 224 с.

Человек века. https://zen.yandex.ru/media/id/5e274bc843863f00acd7ed97/russkie-ekonomike-22-chelovek-veka-5ed492ac26b1a86663cd51dd (дата обращения 18.12.2016).

Калинникова М.В. Роль вузовского образования в формировании экологической культуры // Вестник РУДН, серия Социология. 2003. № 4-5. С. 223-227.

Маркова М.Н. Роль экологического воспитания и образования в формировании экологического мышления. Вестник Поволжского института управления (ПАГС). 2011. № 2. С. 199-203.

Моисеев Н.Н. В раздумьях о будущем. М.: Изд-во МНЭПУ, 1998. 54 с.

Сноу Ч.П. Две культуры и научная революция // Сноу Ч.П. Портреты и размышления : эссе, интервью, выступления : художественная публицистика : перевод с английского / Чарлз Перси Сиоу ; [сост. и авт. предисл. С. Бэлза]. Москва : Прогресс, 1985. 368 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.01 – «Культурология» (уровень бакалавриата). Утвержден Приказом Минобрнауки России от 6 декабря 2017 г. № 1177 // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. http://fgosvo.ru/news/2/1573 (дата обращения 18.01.2021).

Пономарев В.Д., Шунков А.В. Социально-культурная деятельность: государственная культурная политика и качество профессионального образования // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 37. С. 175-184

Загрузки

Опубликован

2021-05-11

Как цитировать

1.
Чекина Л, Оболенская Ю. Предикторы школьного буллинга. УО [Интернет]. 11 май 2021 г. [цитируется по 30 июнь 2024 г.];11(3):255-64. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/94