Модель психолого-педагогической ресоциализации семей с детьми, пережившими насилие
DOI:
https://doi.org/10.25726/k2823-7521-6905-uКлючевые слова:
группа социального риска, ценностные ориентации, детско-родительские отношения, педагогические технологии, модель психолого-педагогической ресоциализации.Аннотация
Защита детей от жестокости, предупреждение преступлений против них является чрезвычайно важной, социально значимой и актуальной задачей, решение которой носит междисциплинарный характер. В деятельность по пресечению насилия должны вовлекаться работники правоохранительной системы, органов опеки и попечительства, представители социальной и педагогической сообществ, сотрудники медицинской и психологической служб. Однако чаще всего усилия по созданию эффективной системы профилактики и пресечения насилия в отношении детей, оказания помощи жертвам жестокого обращения разбивающихся через препятствия, из числа: ведомственная ограниченность и межведомственная разобщенность, субъективизм в выборе негосударственных организаций для сотрудничества, отсутствие единых методических и системных подходов в организации профилактической работы; игнорирование профилактической направленности в работе с детьми и семьей; отсутствие законодательных норм и правоприменительной практики по защите и реабилитации жертв, что усугубляется правовой неграмотность и недоверием населения к правоохранительным органам, низкими материальными доходами, которые не позволяют обращаться за квалифицированной юридической помощью; несформированностью у педагогических, полицейских, социальных, медицинских работников навыков общения с жертвой, что ведет к сокрытию или замалчиванию фактов насилия, особенно при отсутствии личной заинтересованности взрослого в наказании обидчика и реабилитации пострадавшего от домашнего насилия; отсутствие эффективно действующей и целесообразно организованной реабилитационной системы. На основании историко-педагогического анализа выявлены ведущие положения вариативных концепций психолого-педагогической ресоциализации семей с детьми, пережившими насилие. Представлена авторская модель психолого-педагогический ресоциализации семей из группы социального риска, в том числе с детьми – жертвами насилия, особенности которой связаны с: 1) опорой на системно-деятельностный, личностно-ориентированный подходы; 2) использованием ведущих теоретических положений семейной педагогики, технологий ресоциализации детей, перенесших насилие, закономерностей гармонизации человека и общества, социально-педагогической поддержки личности в процессе социализации и самореализации и др. и принципы коррекционно-педагогической деятельности; 4) ориентацией содержательно-технологического компонента на индивидуальные особенности семьи и ребенка, психоэмоционального состояния каждого участника группы; использование определенного алгоритма совокупности интерактивных методов взаимодействия, арттерапии в рамках индивидуального, группового и коллективного режимах; 5) применением психолого-педагогического мониторинга, выявляющего сформированность детско-родительских отношений, моральных представлений, направленных на выявления уровня тревожности и агрессивности, развитие коммуникативных навыков и социальной адаптации.
Библиографические ссылки
Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М.: Прогресс, 1993. С. 220
Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М.: Прогресс, 1993. С. 146-149
Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. 2-е изд. М.: 2006. 240 с
Боулби Дж. Привязанность. М.: Гардарики, 2003. 480 с
Horney, K.Neurosis and Human Growth. London: Routledge and Kegan Paul, 1951.
Bowlby, J.Attachment and Loss: Volume 1. Attachment, 2nd ed. (1st ed., 1969). New York: Basic Books, 1982 (London: Hogarth) (also Penguin ed., 1971).
Bowlby, J.Attachment and Loss: Volume 2. Separation: Anxiety and Anger. New York: Basic Books, 1973 (London: Hogarth) (also Penguin ed., 1975).
Baldwin, J. Child abuse: epidemiology and prevention. InEpidemiological Approaches in Child Psychiatry. London: Academic Press, 1977, pp. 55–106.
Manning, M., Heron, J., and Marshall, T. Styles of hostility and social interactions at nursery, at school and at home: an extended study of children. In L.
Hersov and M. Berger (Eds.),Aggression and Antisocial Behaviour in Childhood and Adolescence. Oxford & New York: Pergamon Press, 1978, pp. 29–58.
Harrison, M. Home-start: a voluntary home-visiting scheme for young families.Child Abuse and Neglect, 5: 441–447, 1981.
Adams, G. C., & McWilliams, L. A. (2015). Relationships between adult attachment style ratings and sleep disturbances in a nationally representative sample. Journal of Psychosomatic Research, 79(1), 37–42. https://doi.org/10.1016/j.jpsychores.2014.12.017.
Besharat, M. A., & Khajavi, Z. (2013). The relationship between attachment styles and alexithymia: Mediating role of defense mechanisms. Asian Journal of Psychiatry, 6(6), 571–576. https://doi.org/10.1016/j.ajp.2013.09.003.
Esposito, M., Parisi, L., Gallai, B., Marotta, R., Di Dona, A., Lavano, S. M., et al. (2013). Attachment styles in children affected by migraine without aura. Neuropsychiatric Disease and Treatment, 9, 1513–1519. https://doi.org/10.2147/NDT.S52716.
Jewell, T., Collyer, H., Gardner, T., Tchanturia, K., Simic, M., Fonagy, P., & Eisler, I. (2016). Attachment and mentalization and their association with child and adolescent eating pathology: A systematic review. International Journal of Eating Disorders, 49(4), 354–373. https://doi.org/10.1002/eat.22473.
Malone, J. C., Cohen, S., Liu, S. R., Vaillant, G. E., & Waldinger, R. J. (2013). Adaptive midlife defense mechanisms and late-life health. Personality and Individual Differences, 55(2), 85–89. https://doi.org/10.1016/j.paid.2013.01.025.
Roque, L., Verissimo, M., Fernandes, M., & Rebelo, A. (2013). Emotion regulation and attachment: Relationships with children's secure base, during different situational and social contexts in naturalistic settings. Infant Behavior & Development, 36(3), 298–306. https://doi.org/10.1016/j.infbeh.2013.03.003.