Возможности использования СДО Прометей и СДО Moodle при реализации электронного обучения и дистанционных технологий в рамках информационно- образовательной среды в высшем учебном заведении

Авторы

  • Екатерина Александровна Ветренко МИРЭА — Российский технологический университет
  • Александр Игоревич Гурниковский Южный федеральный университет
  • Рената Юрьевна Гурниковская Южный федеральный университет
  • Лариса Владимировна Каменских МИРЭА — Российский технологический университет
  • Николай Николаевич Яковлев Академия гражданской защиты МЧС России
  • Виктория Сергеевна Ляшенко МИРЭА — Российский технологический университет

DOI:

https://doi.org/10.25726/q9183-4190-8727-z

Ключевые слова:

СДО Прометей, СДО Moodle, LMS, дистанционные технологии, e-learning, цифровизация образования, цифровая дидактика, электронное обучение, информационно-образовательная среда вуза, индивидуальные образовательные траектории

Аннотация

В данной статье рассмотрены актуальные аспекты реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в высшем учебном заведении. Электронное обучение не сводится к дистанционным технологиям и обладает значительным разнообразием, позволяющим эффективно решать традиционные учебные задачи при реализации моделей гибридного и смешанного обучения. На примере разделов дисциплины «Высшая математика», реализованных в рамках педагогического эксперимента по построению информационно — образовательной среды в высшем учебном заведении на базе систем дистанционного обучения Moodle и Прометей, раскрыты методические и информационно-коммуникационные особенности реализации процесса обучения. Основной задачей проведенного педагогического эксперимента является определение практических возможностей коммуникативной информационно-образовательной среды (предполагающей дифференциацию обучения, построение индивидуальных образовательных траекторий студентов и интенсификацию учебного взаимодействия посредством использования современных цифровых, в том числе информационно коммуникационных и дистанционных технологий), позволяющей достичь более высокого качества образования, чем в традиционном обучении. Целью данной статьи не является глобальное сравнение упомянутых двух систем дистанционного обучения, но выделение некоторых особенностей формирования информационно-образовательной среды на уровне учебного курса «Высшая математика» для студентов гуманитарных специальностей высшего учебного заведения, выявленных при проведении эксперимента. Особое внимание уделено изучению возможностей реализации интерактивного взаимодействия преподавателей и студентов с использованием систем дистанционного обучения при реализации учебной дисциплины, то есть коммуникационной составляющей информационно образовательной среды в процессе электронного обучения. Данное исследование актуально в рамках проекта цифровизации образования в Российской Федерации и является вкладом в развитие «цифровой дидактики». Проведенный в рамках исследования педагогический эксперимент реализует идеи стратегии цифровой трансформации высшего образования.

Библиографические ссылки

Бондаревская Е.В. Личностно ориентированное образование: опыт разработки парадигмы. Ростов н/Д., 1997. 28с.

Гурниковская Р.Ю. Информационно-образовательная среда общенаучной подготовки студентов гуманитарных специальностей: специальность 13.00.08 "Теория и методика профессионального образования": диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Гурниковская Рената Юрьевна. Ростов-на-Дону, 2006. 193 с.

Гущин А.Н. Цифровая дидактика: системные основания и образ будущего // Педагогика и просвещение. 2022. № 2. С. 100.

Дроботенко Ю.Б. Исследовательские стратегии преподавателя для организации гибридного обучения // Вестник ОГУ. 2022. №3 (235). С. 14-19.

Константинова Д.С., Кудаева М.М. Цифровые компетенции как основа трансформации профессионального образования// Экономика труда. 2020. Том 7. №11. C. 1055-1072.

Круг Э.А. Удовлетворенность студентов системы гибридного обучения в вузе // Научнометодический электронный журнал «Калининградский вестник образования». 2022. №2 (14). С. 3-12.

Мартынова Ю.В. Методические особенности использования гибридного обучения в условиях пандемии // Вестник СИБИТа. 2022. №2. С. 21-26.

Марченко М.Г. Разновидности гибридных моделей обучения в вузе // E-Scio. 2022. №3 (66). С. 669-673.

Нагаева И.А., Кузнецов И.А. Гибридное обучение как потенциал современного образовательного процесса // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. №3. С. 126-139.

Носкова Т. Н. Дидактика цифровой среды: монография. Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2020. 383 с.

Обучение цифровым навыкам: глобальные вызовы и передовые практики. http://edu.mari.ru/school/DocLib3/Функциональная%20грамотность/Глобальные%20навыки.pdf

Обучение цифровым навыкам: глобальные вызовы и передовые практики. Аналитический отчет. М.: АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка», 2018. 136 с

Опубликована стратегия цифровой трансформации науки и высшего образования: к чему готовиться? https://skillbox.ru/media/education/opublikovana-strategiya-tsifrovoy-transformatsii-nauki/

Отекина Н.Е. Электронное обучение, дистанционные образовательные технологии // Инновационная наука. 2017. №4-2. С. 127-128.

Рудинский И.Д., Давыдов А.В. Гибридные образовательные технологии: анализ возможностей и перспективы применения// Вестник науки и образования Северо-Запада России. 2021. №1. С. 44-52.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.

Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации». http://ivo.garant.ru/#/document/70291362/paragraph/261:0

Стратегия цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования. https://www.minobrnauki.gov.ru/documents/?ELEMENT_ID=36749

Указ о национальных целях развития России до 2023. www.kremlin.ru/events/president/news/63728

Что такое цифровая дидактика. https://skillbox.ru/media/education/chto-takoe-tsifrovayadidaktika/

Что такое цифровизация образования и зачем она нужна. https://skillbox.ru/media/education/chto-takoe-tsifrovizatsiya-obrazovaniya-i-zachem-ona-nuzhna/

Astonishing E-learning Statistics for 2021. https://techjury.net/blog/elearning-statistics/#gref

Gagne R.M., (1985). The conditions of learning. New York, Holt, Rienhart & Winston.

Online Education Market Study 2019 | World Market Projected to Reach $350 Billion by 2025, Dominated by the United States and China. https://www.globenewswire.com/newsrelease/2019/12/17/1961785/0/en/Online-Education-Market-Study-2019-World-Market-Projected-to-Reach-350-Billion-by-2025-Dominated-by-theUnited-States-and-China.html

Загрузки

Опубликован

2023-01-15

Как цитировать

1.
Ветренко ЕА, Гурниковский АИ, Гурниковская РЮ, Каменских ЛВ, Яковлев НН, Ляшенко ВС. Возможности использования СДО Прометей и СДО Moodle при реализации электронного обучения и дистанционных технологий в рамках информационно- образовательной среды в высшем учебном заведении. УО [Интернет]. 15 январь 2023 г. [цитируется по 21 ноябрь 2024 г.];12(12):193-20. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/729

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

<< < 1 2