Возможности использования СДО Прометей и СДО Moodle при реализации электронного обучения и дистанционных технологий в рамках информационно- образовательной среды в высшем учебном заведении
DOI:
https://doi.org/10.25726/q9183-4190-8727-zКлючевые слова:
СДО Прометей, СДО Moodle, LMS, дистанционные технологии, e-learning, цифровизация образования, цифровая дидактика, электронное обучение, информационно-образовательная среда вуза, индивидуальные образовательные траекторииАннотация
В данной статье рассмотрены актуальные аспекты реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в высшем учебном заведении. Электронное обучение не сводится к дистанционным технологиям и обладает значительным разнообразием, позволяющим эффективно решать традиционные учебные задачи при реализации моделей гибридного и смешанного обучения. На примере разделов дисциплины «Высшая математика», реализованных в рамках педагогического эксперимента по построению информационно — образовательной среды в высшем учебном заведении на базе систем дистанционного обучения Moodle и Прометей, раскрыты методические и информационно-коммуникационные особенности реализации процесса обучения. Основной задачей проведенного педагогического эксперимента является определение практических возможностей коммуникативной информационно-образовательной среды (предполагающей дифференциацию обучения, построение индивидуальных образовательных траекторий студентов и интенсификацию учебного взаимодействия посредством использования современных цифровых, в том числе информационно коммуникационных и дистанционных технологий), позволяющей достичь более высокого качества образования, чем в традиционном обучении. Целью данной статьи не является глобальное сравнение упомянутых двух систем дистанционного обучения, но выделение некоторых особенностей формирования информационно-образовательной среды на уровне учебного курса «Высшая математика» для студентов гуманитарных специальностей высшего учебного заведения, выявленных при проведении эксперимента. Особое внимание уделено изучению возможностей реализации интерактивного взаимодействия преподавателей и студентов с использованием систем дистанционного обучения при реализации учебной дисциплины, то есть коммуникационной составляющей информационно образовательной среды в процессе электронного обучения. Данное исследование актуально в рамках проекта цифровизации образования в Российской Федерации и является вкладом в развитие «цифровой дидактики». Проведенный в рамках исследования педагогический эксперимент реализует идеи стратегии цифровой трансформации высшего образования.
Библиографические ссылки
Бондаревская Е.В. Личностно ориентированное образование: опыт разработки парадигмы. Ростов н/Д., 1997. 28с.
Гурниковская Р.Ю. Информационно-образовательная среда общенаучной подготовки студентов гуманитарных специальностей: специальность 13.00.08 "Теория и методика профессионального образования": диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Гурниковская Рената Юрьевна. Ростов-на-Дону, 2006. 193 с.
Гущин А.Н. Цифровая дидактика: системные основания и образ будущего // Педагогика и просвещение. 2022. № 2. С. 100.
Дроботенко Ю.Б. Исследовательские стратегии преподавателя для организации гибридного обучения // Вестник ОГУ. 2022. №3 (235). С. 14-19.
Константинова Д.С., Кудаева М.М. Цифровые компетенции как основа трансформации профессионального образования// Экономика труда. 2020. Том 7. №11. C. 1055-1072.
Круг Э.А. Удовлетворенность студентов системы гибридного обучения в вузе // Научнометодический электронный журнал «Калининградский вестник образования». 2022. №2 (14). С. 3-12.
Мартынова Ю.В. Методические особенности использования гибридного обучения в условиях пандемии // Вестник СИБИТа. 2022. №2. С. 21-26.
Марченко М.Г. Разновидности гибридных моделей обучения в вузе // E-Scio. 2022. №3 (66). С. 669-673.
Нагаева И.А., Кузнецов И.А. Гибридное обучение как потенциал современного образовательного процесса // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. №3. С. 126-139.
Носкова Т. Н. Дидактика цифровой среды: монография. Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2020. 383 с.
Обучение цифровым навыкам: глобальные вызовы и передовые практики. http://edu.mari.ru/school/DocLib3/Функциональная%20грамотность/Глобальные%20навыки.pdf
Обучение цифровым навыкам: глобальные вызовы и передовые практики. Аналитический отчет. М.: АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка», 2018. 136 с
Опубликована стратегия цифровой трансформации науки и высшего образования: к чему готовиться? https://skillbox.ru/media/education/opublikovana-strategiya-tsifrovoy-transformatsii-nauki/
Отекина Н.Е. Электронное обучение, дистанционные образовательные технологии // Инновационная наука. 2017. №4-2. С. 127-128.
Рудинский И.Д., Давыдов А.В. Гибридные образовательные технологии: анализ возможностей и перспективы применения// Вестник науки и образования Северо-Запада России. 2021. №1. С. 44-52.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации». http://ivo.garant.ru/#/document/70291362/paragraph/261:0
Стратегия цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования. https://www.minobrnauki.gov.ru/documents/?ELEMENT_ID=36749
Указ о национальных целях развития России до 2023. www.kremlin.ru/events/president/news/63728
Что такое цифровая дидактика. https://skillbox.ru/media/education/chto-takoe-tsifrovayadidaktika/
Что такое цифровизация образования и зачем она нужна. https://skillbox.ru/media/education/chto-takoe-tsifrovizatsiya-obrazovaniya-i-zachem-ona-nuzhna/
Astonishing E-learning Statistics for 2021. https://techjury.net/blog/elearning-statistics/#gref
Gagne R.M., (1985). The conditions of learning. New York, Holt, Rienhart & Winston.
Online Education Market Study 2019 | World Market Projected to Reach $350 Billion by 2025, Dominated by the United States and China. https://www.globenewswire.com/newsrelease/2019/12/17/1961785/0/en/Online-Education-Market-Study-2019-World-Market-Projected-to-Reach-350-Billion-by-2025-Dominated-by-theUnited-States-and-China.html