Медиативный опыт общеобразовательных учреждений территорий Арктики и Крайнего Севера Красноярского края
DOI:
https://doi.org/10.25726/s2337-8520-5183-rКлючевые слова:
медиация, конфликты, онлайн-медиация, образование, Арктика, Крайний Север.Аннотация
Необходимость внедрения онлайн-медиации на Крайнем Севере обусловлена особенностями жизнедеятельности северных территорий, которые накладывают отпечаток на психологическое развитие детей и, как следствие, на эффективность образовательного процесса. Дефицитарность развития альтернативной процедуры разрешения конфликтов в отдаленных районах края приводит к актуализации онлайн-медиации с точки зрения профилактики, предотвращения и разрешения конфликтных ситуаций и освоения специалистами информационно-коммуникативных технологий, подготовки конкурентоспособных специалистов, а также установления благоприятного эмоционально-личностного фона. Проблематика исследования связана со сравнительно недавним внедрением медиативных процедур на территории Крайнего Севера и в то же время с возможностями, которые предоставляет медиация для региона, особенности которого создают наиболее тяжелые психологические условия. Эмоционально-личностное развитие представителей малых народов известно не только позитивными, но и неблагоприятными социально-психологическими последствиями перемен.В научной статье посредством контент-анализа и сравнительного анализа рассматриваются психологические особенности обучающихся на территориях Крайнего Севера, развитие и формы медиативного процесса на территориях Красноярского края и Крайнего Севера, а также возможности онлайн-медиации для отдаленных территорий региона и установление положительного психологического климата.
Библиографические ссылки
Лишин О.В., Бостанжиева Т.М., Проворова И.С. Особенности личностного самоопределения ненецких детей в условиях школы-интерната // Вопросы психологии. 1990. № 2. С. 70-77.
Шинкевич А.Б. Социально-психологические особенности психологической безопасности подростка // Материалы XIX Международной научно-практической конференции: к 25-летию Гуманитарного университета. Екатеринбург. 2016. С. 343-347.
Черкашина С.А. Психологические особенности «Опасного» подросткового возраста // Репродуктивное здоровье детей и подростков. М, 2015. С. 56-61.
Вирченко Ю.А., Самохвалов Н.А. Процедура медиации в Российской медиации: плюсы и минусы // Актуальные проблемы современности: наука и общество. 2016. № 4. С. 16-20.
Смолянинова О.Г. Практики поликультурной медиации в Европе (на примере Италии, Португалии, Германии) : учеб. пособие. Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2019. 188 с.
Служба медиации / Официальный сайт муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 1» города Норильска. http://gmn1.ru/служба-медиации/.
Служба школьной медиации / Официальный сайт муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя школа № 13». https://mboy13norilsk.edusite.ru/p112aa1.html.
Служба медиации / Таймырское муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Дудинская средняя школа № 7». https://myschool7.ru/sluzhba-mediacii/.
Медиация и управление конфликтами в магистратуре ИППС / Институт педагогики, психологии и социологии. 2020. http://ipps.sfu-kras.ru/node/37129.
В ИППС СФУ появился центр медиации в образовании / Институт педагогики, психологии и социологии. 2020. http://ipps.sfu-kras.ru/node/37520.
Киреева Е.П. Особенности эмоционально-личностного развития младших школьников, проживающих на Крайнем Севере // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 15. С. 2186–2190.
Burell et al., N. Burell, C. Zirbel, M. Allen. 2006. Evaluating peer mediation outcomes in educational settings: a meta-analytic review, Preiss Classroom communication and instruccional processes advances through meta analysis, Lawrence Erlbaum Associates, New Jersey (2006), pp. 113-126
Flecknoe, 2010. What does anyone know about peer mediation? Improving schools, 8 (3) (2010), pp. 221-235
Ibarrola-García, S. (2010). Educación para la convivencia y mediación escolar: estudio sobre el impacto de la mediación en profesores mediadores, alumnos mediadores y alumnos mediados. Tesis doctoral inédita, Universidad de Navarra.
Lane-Garon P., T. Richardson. Mediator mentors: improving school climate, nurturing student disposition. Conflict Resolution Quartley, 21 (1) (2003), pp. 47-67.