Системный подход как методология изучения и построения целостного образовательного процесса: социально–философский анализ

Авторы

  • Наталья Николаевна Понарина Армавирский государственный педагогический университет
  • Анатолий Анатольевич Васильев Армавирский государственный педагогический университет
  • Сергей Александрович Рудых Армавирский государственный педагогический университет

DOI:

https://doi.org/10.25726/n2471-4572-3696-o

Ключевые слова:

образовательный процесс, проблемная ситуация, системный подход, философские концепции, объект исследования, система, подсистема, концепция

Аннотация

В статье рассматривается системный подход как совокупность методов познания, исследования и конструирования действительности, как способ описания и объяснения природы анализируемых или искусственно создаваемых объектов либо их моделей. Отмечается, что теоретико методологическую основу системного подхода составляет диалектико–материалистический принцип системности. Основными задачами исследования с позиций системного подхода являются разработка средств анализа и синтеза конструируемых объектов как систем, построение обобщенных моделей образования с выделением специфических свойств, исследование различных системных концепций и разработок. Для понимания целенаправленного поведения образования с позиций системного подхода выявлены реализуемые процессы и формы передачи информации от одних подсистем к другим, способы воздействия системы и подсистем друг на друга, координацию низших уровней системы с высшими (управляющими), влияние всех подсистем. Отмечается, что важной особенностью системного подхода является то, что не только объект, но и процесс управления им выступает как сложная система, его задача состоит в объединении в единое целое различных моделей (компонентов) системы–объекта.

Библиографические ссылки

Аверьянов А.Н. Системное познание мира. М.: Политиздат, 1985. 334 с.

Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы // Вопросы психологии. 1981. № 3. С. 12–23.

Афанасьев В.Г. Мир живого: системность, эволюция, управление. М.: Политиздат, 1986. 333 с.

Вяткин Ю.С. Системная обусловленность развития / Диалектика прогрессивного развития. Свердловск: УГУ, 1976. 366 с.

Каган М.С. Система и структура / Системные исследования. М.: Изд–во «Наука», АН СССР, 1983. 366 с.

Краевский В.В. Методология педагогики: анализ с позиции практики // Советская педагогика. 1988. № 7. С. 23-29

Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Самара. 1994. 303 с.

Краевский В.В. Проблема целостности учебно-воспитательного процесса в средней школе // Советская педагогика. 1984. № 9. С. 36-41.

Краевский В.В. Состав, функции и структура научного обоснования обучения. авт. диссерт. на соиск. ученой степени доктора пед. наук. М.: НИИ общей педагогики АПН ССР, 1976. 237 с.

Кузьмин В.П. Принципы системности в теории и методологии К. Маркса. М.: 1986. 312 с.

Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990. 286 с.

Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агентство, 1996. 602 с.

Семенов В.Д. Социальная педагогика: история и современность. Екатеринбург: ИРРО, 1995. 128 с.

Сидоркин А.М. Методология системного подхода в педагогике. М.: НИИОП, АПН СССР, 1989. 256 с.

Философия / Под ред. Зотова А.Ф., Миронова В.В., Разина А.В.. М., 2003. 684 с.

Философско–психологические проблемы развития образования // Сер.: Теория и практика развивающего обучения / Под. ред. В. В. Давыдова, М.: ИНТОР, 1994. 428 с.

Щедровицкий Г.П. Избранные труды. М.: Школа. Культура. Политика, 1995. 800 с.

Щедровицкий Г.П. Принципы и общая схема методологической организации системно–структурных исследований и разработок. Избранные труды. М.: Шк. Культ. Полит., 1995. 314 с.

Щедровицкий Г.П. Проблемы построения системной теории сложного «популятивного» объекта / Системные исследования. М.: Наука, 1976. 514 с.

Щедровицкий Г.П. Система педагогических исследований (методологический анализ) / Педагогика и логика. М.: Изд-во «Касталь», 1992. 302 с.

Щедровицкий Г.П. Системное движение и перспективы развития методологии. Избранные труды. М.: Шк. Культ. Полит., 1995. 488 с.

Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: Методологические проблемы современной науки. М.: Наука, 1978. 391 с.

Загрузки

Опубликован

2022-06-15

Как цитировать

1.
Понарина НН, Васильев АА, Рудых СА. Системный подход как методология изучения и построения целостного образовательного процесса: социально–философский анализ. УО [Интернет]. 15 июнь 2022 г. [цитируется по 21 ноябрь 2024 г.];12(5):131-40. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/436