Особенности тьюторской позиции педагога в сопровождении одаренных детей

Авторы

  • Юлия Александровна Белоус Армавирский государственный педагогический университет

DOI:

https://doi.org/10.25726/z3654-9706-3197-w

Ключевые слова:

Готовность, тьютор, сопровождение, одаренные дети, подготовка, образование, педагог, компетенции

Аннотация

В статье раскрываются содержательные аспекты проявления тьюторской деятельности в сопровождении одаренных детей. Одаренные дети – одна из важных задач развития современного отечественного образования и ее решение должно быть поставлено в приоритетном порядке. При этом создание условий для образования одаренных детей – это закономерный отклик на социальный заказ, обусловленный спецификой современного этапа развития нашего общества. Возможности обучения и воспитания одаренного ребенка в значительной степени зависят от сопровождающих его взрослых и, прежде всего, педагогов. В случае возникновения необходимости создания условий образовательной активности учеников, развития его способности к самоопределению и выбору образовательных перспектив, педагог может обратиться к технологиям тьюторского сопровождения. В связи с этим подготовка педагогов к выполнению данной задачи является актуальной и социально важной в системе высшего образования. С учетом того, что профессиональная деятельность педагога – полифункциональна, то тьюторское сопровождение может также осуществляться в разных направлениях деятельности педагога. Однако в отличие от традиционной педагогической деятельности, работа тьютора гораздо больше связана с направленным развитием познавательной самостоятельности обучающихся. Технология тьюторского сопровождения направлена на формирование и реализацию персональной образовательной стратегии, которая бы учитывала потенциал ученика, особенности социально-образовательного пространства и задачи конкретного вида деятельности.

Библиографические ссылки

«Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов», утвержденная Президентом РФ 03.04.2012. http://www.menobr.ru/article/30058-kontseptsiya-podderjkiodarennyh-detey

Бабаева Ю.Д. Психология одаренности детей и подростков. М., 1996. 407 с

Белоус Ю.А., Спирина В.И. Содержание тьюторского сопровождения одаренных детей // Вестник РМАТ. 2021. № 3. С. 75-80.

Богоявленская Д.Б., Богоявленская, М.Е. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. Вып. 1. М.: МИОО, 2005. 176 с.

Венгер Л.А. Педагогика способностей. М.: Педагогика, 1973. 95 с.

Голубничая Е.В. Особенности организации подготовки педагога к работе с одаренными детьми в муниципальной системе образования // Педагогика и психология образования. 2019. № 1. С. 98-112.

Золотарева А.В., Лекомцева Е.Н., Пикина А.Л. Тьюторское сопровождение одаренного ребенка : Учебное пособие– 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2021. 184 с.

Ковалева Т.М. Основы тьюторского сопровождения в общем образовании: учебнометодическое пособие. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. 56 с.

Ковалева Т.М. Профессия «тьютор». М.:СФК, 2006. 246 с.

Кондаурова И.К. Подготовка будущих учителей к работе с детьми, проявившими выдающиеся способности, в контексте требований концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 103-106.

Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. М.: Издательский центр «Академия», 1996. 416 с.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена приказом Президента РФ от 04 февраля 2010 г. Пр-271)

Постановление Правительства Российской Федерации «Национальная доктрина образования в РФ» от 4 октября 2000 г. № 751, где ожидаемые результаты развития системы образования рассчитаны до 2025 года. http://www.rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html

Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2015 г. N 1239 "Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития". http://base.garant.ru/71251462/#ixzz4pEp58KHc

Савенков А.И. Психология детской одаренности. М.: Генезис, 2010. 440 с.

Седых Т.В., Краморова Т.О. Формирование профессионально- ценностных ориентаций у будущих тьюторов в условиях бакалавриата // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-4. С. 212-218.

Сердюкова Н.С., Посохина Е.В., Серых Л.В. Организация тьюторского сопровождения в общеобразовательном учреждении: методическое пособие. Белгород., Изд-во: БелРИПКППС, 2011. 122 с.

Теплов Б.М. Способности и одаренность. Изб.труды. В 2 т. Т.1. М.: Педагогика, 1985. 328 с.

Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. М.: Барс; Томск: Издво Том. Ун-та, 1997. 392 с.

Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1996. 319 с.

Загрузки

Опубликован

2022-05-15

Как цитировать

1.
Белоус ЮА. Особенности тьюторской позиции педагога в сопровождении одаренных детей. УО [Интернет]. 15 май 2022 г. [цитируется по 13 декабрь 2024 г.];12(3):181-8. доступно на: https://emreview.ru/index.php/emr/article/view/373