Психологические аспекты обучения армейскому рукопашному бою в контексте современного военного образования
DOI:
https://doi.org/10.25726/p8760-9759-3423-iКлючевые слова:
армейский рукопашный бой, военная психология, психологическая подготовка военнослужащих, стрессоустойчивость, психомоторные навыки, боевой стресс, военное образованиеАннотация
Современные условия военных конфликтов предъявляют повышенные требования к психологической подготовленности военнослужащих, в частности, к навыкам ведения рукопашного боя в экстремальных ситуациях. Настоящее исследование направлено на выявление ключевых психологических аспектов, влияющих на эффективность обучения армейскому рукопашному бою (АРБ) в системе военного образования. Методологическая база исследования включала комплексный подход с применением психодиагностических методик, структурированного наблюдения и квазиэкспериментальных процедур. Эмпирическую основу составили данные, полученные в ходе лонгитюдного исследования 237 курсантов военных вузов Российской Федерации в период 2020-2023 гг. Результаты исследования выявили статистически значимую корреляцию между уровнем развития стрессоустойчивости и эффективностью применения техник АРБ в смоделированных стрессовых ситуациях (r=0,78, p<0,001). Установлена дифференциация психологических профилей обучающихся, влияющая на скорость формирования навыков АРБ (F=12,37, p<0,01). Выявлена эффективность интегрированных психолого-педагогических методик, сочетающих психоэмоциональную регуляцию и технико-тактическую подготовку, повышающих результативность обучения на 32,4% по сравнению с традиционными подходами. Разработана и апробирована многоуровневая система психологического сопровождения обучения АРБ, позволяющая на 27,8% снизить психоэмоциональные барьеры при освоении техник. Полученные результаты вносят значительный вклад в совершенствование методологии военного образования и открывают перспективы для оптимизации программ психологической подготовки военнослужащих.
Библиографические ссылки
Барчуков И.С. Физическая подготовка в вооруженных силах: уч. пос. М.: Воениздат, 2016. 354 с.
Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. М.: Советский спорт, 2012. 312 с.
Горелов А.А., Лобанов Ю.Я., Булгаков А.И. Нервно-эмоциональное напряжение и методы повышения устойчивости к нему // Теория и практика физической культуры. 2014. № 6. С. 29-31.
Дмитриев Г.Г., Пугачев И.Ю., Щепинин В.Э. Значимость физической подготовки в системе профессионального обучения курсантов вузов силовых ведомств России // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2016. № 1(131). С. 78-83.
Ильин Е.П. Психология спорта. СПб.: Питер, 2018. 352 с.
Кадочников А.А. Психологическая подготовка к рукопашному бою. Ростов н/Дону: Феникс, 2013. 160 с.
Марищук В.Л., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. СПб.: Сентябрь, 2010. 260 с.
Передельский А.А. Психологические аспекты подготовки специалистов экстремального профиля // Теория и практика прикладных и экстремальных видов спорта. 2015. № 3. С. 35-38.
Пуни А.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2011. 186 с.
Сопов В.Ф. Теория и методика психологической подготовки в современном спорте. М.: Трикста, 2010. 116 с.
Тарас А.Е., Заяшников С.И. Рукопашный бой СМЕРШ: Практическое пособие. Минск: Харвест, 2014. 400 с.
Фишер И.В., Маслов О.Н. Теория функциональных систем в оценке психомоторной подготовленности военнослужащих // Военно-медицинский журнал. 2012. Т. 333. № 8. С. 59-62.
Цыганок А.О., Виноградов П.А. Психологические основы служебно-прикладной физической подготовки: уч.-мет. пос. М.: ЦОКР МВД России, 2011. 144 с.
Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. СПб.: Питер, 2012. 256 с.
Яковлев Б.П., Бабушкин Г.Д. Психология физической культуры: учеб. М.: Спорт, 2016. 624 с.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Управление образованием: теория и практика

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.