Реализация STEAM-подхода на базе Технопарка универсальных педагогических компетенций
Ключевые слова:
STEAM, междисциплинарные исследования, исследовательская деятельность, исследовательский проект, исследовательские умения, подготовка будущего учителя, технопарк универсальных педагогических компетенцийАннотация
Актуальность исследования обусловлена необходимостью подготовки учителей, способных к формированию и реализации междисциплинарного содержания общего образования. Цель исследования состоит в разработке методических материалов для развития исследовательских компетенций студентов педагогической магистратуры на основе STEAM-подхода с использованием материально-технической базы Технопарка универсальных педагогических компетенций. В рамках исследования STEAM-подход реализовывался в следующих дисциплинах учебного плана магистрантов: «Организация проектной и исследовательской деятельности школьников», «Образовательная робототехника», «Методика и технологии STEAM-образования», «Дидактика инженерного образования». В педагогическом эксперименте приняли участие 18 студентов магистратуры «STEAM-образование» ПГГПУ. Статистическая обработка результатов эксперимента осуществлялась с помощью критерия знаков (G-критерий). В ходе исследования были описаны этапы формирования исследовательских компетенций будущих учителей, предложена тематика междисциплинарных STEAM проектов. Рассмотрен алгоритм построения учебно-исследовательской деятельности, приведены примеры оформления результатов исследовательского проекта «Теннисный мяч». Результаты входного и итогового тестирования студентов продемонстрировали положительную динамику в развитии всех компонентов исследовательских компетенций. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о целесообразности использования STEAM-подхода при подготовке будущих учителей для реализации междисциплинарных исследовательских проектов. Материалы исследования могут быть использованы для развития кластеров проектной деятельности на базе Технопарков в педагогических вузах, а также для дальнейших исследований влияния средовой организации университетского образования на формирование универсальных педагогических компетенций студентов.
Библиографические ссылки
Бордовская Н.В., Кошкина Е.А. Научно-исследовательская и проектная деятельность в системе педагогического образования (уровень бакалавриата и магистратуры) // Педагогическое образование в современной России: стратегические ориентиры развития. Ростов-н/Д.; Таганрог: Южный федеральный университет, 2020. С. 259-275.
Букушева А.В., Павлова О.А., Худякова А.В., Чиркова Н.И. Формирование исследовательской компетентности у будущих учителей в условиях реализации средового подхода // Профильная школа. 2023. Т. 11. № 1. С. 26-33.
Буренкова Н.В., Данилова Т.В., Сидорина М.С. Инновационные технологии как фактор реализации компетентностного подхода в образовании. Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019. 220 с.
Власова И.Н. Формирование исследовательских умений будущих педагогов при обучении в вузе // Педагогический журнал Башкортостана. 2024. № 1(103). С. 39-52.
Волосовец Т.В., Маркова В.А., Аверин С.А. STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста. // Парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество: учебная программа. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. 112 с.
Ворсина Е.В., Савельева М.Г. Моделирование междисциплинарного педагогического взаимодействия в вузе // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 31. № 2. С. 209-216.
Груздев М.В., Розов Н.Х., Тарханова И.Ю. Ценностные и методологические аспекты развития системы непрерывного педагогического образования // Педагогическое образование в современной России: стратегические ориентиры развития. Ростов-н/Д.; Таганрог: Южный федеральный университет, 2020. С. 62-71.
Губайдуллин А.А. К вопросу о содержании и структуре исследовательской компетентности обучающихся // Образование и саморазвитие. 2010. № 5(21). С. 120-124.
Данилова Т. В., Демидова Т.Е., Тонких А.П. Проектное обучение студентов как основное условие их готовности к профессиональной деятельности // Управление образованием: теория и практика. 2022. № 4(50). С. 32-38.
Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога: уч. пос. для студ. высш. учеб. зав. М.: Академия, 2010. 176 с.
Козырев В.А. Теоретические основы развития гуманитарной образовательной среды педагогического университета: специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»: дисс. … д. педагог. н. Санкт-Петербург, 1999. 387 с.
Конюшенко С.М., Петрущенков А.В., Жукова М.С. STEM-подход в образовании: российские и зарубежные образовательные практики // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2017. № 4(42). С. 96-101.
Котова Н.А. Инновационно-образовательная среда вуза: анализ сущности и структурных компонентов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020. Т. 25. № 184. С. 15-24.
Лукашенко С.Н. Модель развития исследовательской компетентности студентов вуза в условиях многоуровневого обучения (на примере изучения математических дисциплин) // Образование и наука. 2012. № 1(90). С. 73-85.
Медведева Т. Хочу учиться! Вызываем интерес к учебе по методу STEAM. М.: Альпина Паблишер, 2022. 222 с.
Менг Т.В. Средовый подход к организации образовательного процесса в современном вузе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 52. С. 70-83.
Осмоловская И.М., Краснова Л.А. Проблема междисциплинарности в исследованиях процесса обучения // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 7. С. 9-24.
Рамазанов Р.Г., Годунова Е.А. Возможности и перспективы STEM-образования в системе повышения квалификации педагогов // The Scientific Heritage. 2020. № 50-5(50). С. 26-31.
Сабирова Ф.М., Анисимова Т.И. Теория и практика реализации STEAM-образования. Казань: РИЦ «Школа», 2022. 108 с.
Савина А.К. Междисциплинарные научные исследования за рубежом в контексте современной реальности: состояние и перспективы // Школьные технологии. 2017. № 4. С. 60-70.
Тагунова И.А., Долгая О.И. Рекомендации педагогическим работникам по формированию междисциплинарного (межпредметного) содержания общего образования: рекомендации педагогическим работникам. М.: Институт стратегии развития образования, 2023. 44 с.
Тарева Е.Г., Тарев Б.В., Савкина Е.А. Полиподходность и междисциплинарность - perpetum mobile развития лингводидактики // Язык и культура. 2022. № 57. С. 274-291.
Тарханова И.Ю. Формирование универсальных компетенций обучающихся средствами университетской среды // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. Т. 24. № 3. С. 123-128.
Фоминых Н.Ю., Койкова Э.И., Бубенчикова А.В. Образовательная среда как экосистема // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 3(88). С. 292-294.
Худякова А.В. Подготовка студентов к использованию STEM-технологии на уроках физики и технологии в школе // Формирование мышления в процессе обучения естественнонаучным, технологическим и математическим дисциплинам: мат. Всерос. науч.-прак. конф., приуроченной к юбилею Т.Н. Шамало, (26-27 октября 2020 г., Екатеринбург). Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2020. С. 260-265.
Шнейдер Е.М., Димитрюк Ю.С. Методы формирования исследовательской компетентности студентов высшей школы // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 6. С. 144.