Интеграция смешанного обучения в систему высшего образования: проблемы и перспективы
Ключевые слова:
смешанное обучение, высшее образование, цифровизация, образовательные технологии, электронное обучение, модели смешанного обученияАннотация
Статья посвящена анализу проблем и перспектив интеграции смешанного обучения в систему высшего образования России. На основе концептуального анализа литературы и эмпирического исследования выявлены ключевые тренды в развитии смешанного обучения, систематизированы подходы к определению данного понятия. Обозначены нерешенные вопросы, связанные с эффективностью смешанных форматов, готовностью преподавателей и студентов, институциональными барьерами. Представлены результаты опроса 250 преподавателей и 500 студентов из 15 вузов, подтверждающие гипотезу о наличии значимых различий в восприятии смешанного обучения разными группами стейкхолдеров (χ2=38,4; p<0,01). Разработана оригинальная типология моделей смешанного обучения, учитывающая специфику российского образовательного контекста. Полученные выводы углубляют понимание факторов, влияющих на успешность внедрения смешанного обучения, и открывают перспективы для дальнейших исследований. Намечены направления совершенствования нормативно-правовой базы и развития цифровых компетенций преподавателей
Библиографические ссылки
Anthony B., Kamaludin A., Romli A., Raffei A.F.M., Abdullah A., Ming G.L., Nincarean D., Eh Phon D.N., Abdullah M., Baba S. Exploring the role of blended learning for teaching and learning effectiveness in institutions of higher learning: An empirical investigation // Education and information technologies. 2020. № 25. pp. 3433-3466.
Boelens R., De Wever B., Voet M. Four key challenges to the design of blended learning: A systematic literature review // Educational research review. 2017. № 22. pp. 1-18.
Castro R. Blended learning in higher education: Trends and capabilities // Education and information technologies. 2019. № 24. pp. 2523-2546.
Garrison D.R., Vaughan N.D. Blended learning in higher education: Framework, principles, and guidelines. San Francisco: Jossey-Bass, 2008.
Graham C.R. (2013) Emerging practice and research in blended learning: a handbook of distance education. Ed. by M.G. Moore. NY: Routledge, 2013. pp. 333-350.
Han F., Ellis R.A. Initial development and validation of the perceptions of the blended learning environment questionnaire // Journal of psychoeducational assessment. 2020. № 38(2). pp. 168-181.
Means B., Toyama Y., Murphy R., Bakia M. The effectiveness of online and blended learning: A meta-analysis of the empirical literature // Teachers college record. 2013. № 115(3). pp. 1-47.
Monteiro A., Leite C. Academics' perspectives on the influence of blended learning on students' learning experiences // Open learning. 2016. № 31(3). pp. 1-17.
Porter W.W., Graham C.R., Spring K.A., Welch K.R. Blended learning in higher education: Institutional adoption and implementation // Computers & Education. 2014. № 75. pp. 185-195.
Raes A., Detienne L., Windey I., Depaepe F. (2020) A systematic literature review on synchronous hybrid learning: Gaps identified // Learning Environments Research. 2020.№ 23. pp. 269-290.
Serrano D.R., Dea‐Ayuela M.A., Gonzalez‐Burgos E., Serrano‐Gil A., Lalatsa A. Technology‐enhanced learning in higher education: How to enhance student engagement through blended learning // European journal of education. 2019. 3 54(2). pp. 273-286.
Smith K., Hill J. (2019) Defining the nature of blended learning through its depiction in current research // Higher education research & development. 2019. № 38(2). pp. 383-397.
Spring K.J., Graham C.R. Thematic patterns in international blended learning literature, research, practices, and terminology // Online learning. 2017. № 21(4). pp. 337-361.
Wang Y., Han X., Yang J. (2015) Revisiting the blended learning literature: Using a complex adaptive systems framework // Journal of educational technology & society. 2015. № 18(2). pp. 380-393.