Развитие критического мышления студентов в условиях цифровизации высшего образования
Ключевые слова:
критическое мышление, цифровизация образования, высшее образование, образовательные технологии, цифровая дидактикаАннотация
Статья посвящена проблеме развития критического мышления у студентов российских вузов в контексте цифровой трансформации высшего образования. На основе анализа актуальных исследований выделены ключевые факторы, влияющие на формирование навыков критического мышления в цифровой образовательной среде. Проведено эмпирическое исследование с использованием методов анкетирования, тестирования и статистического анализа данных. Выборку составили 312 студентов бакалавриата из 5 вузов разных регионов России. Результаты показали, что уровень развития критического мышления положительно коррелирует с активностью использования цифровых образовательных ресурсов (r=0,68; p<0,01) и вовлеченностью в онлайн-дискуссии (r=0,54; p<0,05). Выявлены значимые различия в показателях критического мышления у студентов с разными стилями цифрового обучения (F=11,27; p<0,001). Предложена модель развития критического мышления, интегрирующая традиционные и цифровые педагогические технологии. Обоснована необходимость трансформации образовательных программ и повышения цифровой компетентности преподавателей. Намечены перспективы дальнейших исследований факторов и механизмов развития критического мышления в цифровом образовательном пространстве.
Библиографические ссылки
Волков А.Е., Кузьминов Я.И., Реморенко И.М., Рудник Б.Л., Фрумин И.Д., Якобсон Л.И. Российское образование 2020: модель образования для инновационной экономики // Вопросы образования. 2008. № 1. С. 32-64.
Левин М.В., Масленников В.В., Мирошниченко О.С., Скибицкий Э.Г. Методология и практика онлайн-обучения: монография. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2020. 100 с.
Лубков А.В. Цифровизация образования: ожидания и реальность // Педагогика. 2020. № 8. С. 9-22.
Орлова Е.В. Формирование критического мышления студентов в образовательном процессе вуза: дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2019. 265 с.
Рубцова О.В. Цифровые технологии как новое средство опосредования: современные тенденции и риски развития // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15. № 3. С. 89-97.
Сергеев С.Ф. Проблемы и перспективы развития электронного обучения // Школьные технологии. 2015. № 3. С. 28-38.
Чошанов М.А. Дидактика цифровой эпохи: от преподавания к инженерии учения // Информатика и образование. 2018. № 8. С. 53-62.
Abrami, P. C. et al. Strategies for teaching students to think critically: A meta-analysis // Review of educational research. 2015. Vol. 85. № 2. P. 275-314.
Dwyer C.P., Hogan M.J., Stewart I. An integrated critical thinking framework for the 21st century // Thinking skills and creativity. 2014. Vol. 12. рр. 43-52.
Fasko D. Education and creativity // Creativity Research Journal. 2001. Vol. 13. № 3-4. рр. 317-327.
Lee K., Choi H., Cho Y.M. Becoming a competent self: A developmental process of adult distance learning // The Internet and Higher Education. 2019. Vol. 41. рр. 25-33.
Siemens, G. Connectivism: A learning theory for the digital age // International Journal of Instructional Technology and Distance Learning. 2005. Vol. 2. № 1. рр. 3-10.
Watson G., Glaser E M. Watson-glaser critical thinking appraisal, form A. NY: Harcourt, Brace & World. 1964.
West R.F., Toplak M.E., Stanovich K.E. Heuristics and biases as measures of critical thinking: Associations with cognitive ability and thinking dispositions // Journal of educational psychology. 2008. Vol. 100. № 4. рр. 930-941.
Yang Y.T.C., Wu W.C.I. Digital storytelling for enhancing student academic achievement, critical thinking, and learning motivation: A year-long experimental study // Computers & Education. 2012. Vol. 59. № 2. рр. 339-352.